Судьба человека

11 Апреля 2018
В свои 85 он лихо гоняет на «Хендай Гетц» и объездил два десятка стран, но до сих пор не может избавиться от привычки военного детства – оставлять на тарелке кусочек хлеба.  Как и от другой – к созидательному труду.

Маленький кормилец

«Судьба человека» – так по-шолоховски называется книга воспоминаний Семена Иосифовича Бройде, простая и правдивая. А до нее была брошюра «Маленький кормилец» о жизни восьмилетнего мальчика в 1941 – 1945 годах. Отец ушел на фронт и погиб летом 1942-го, а дома мать-инвалид, брат, родившийся в августе 1941 года и сестренка двух лет. История мальчика, повзрослевшего на горестных событиях, принявшего на себя непосильную работу, кормящего всю семью и выжившего, в свое время потрясла Никиту Михалкова и послужила основой для его передачи «Лишь бы не было войны». Эту передачу транслировали 8 раз, было много откликов из-за рубежа и России.

Семен родился в городе Загорске Московской области. Его отец не имел постоянной работы и ездил в другие города на заработки. В Ярославле ему обещали дать комнату, куда семья и намеревалась переехать впоследствии.

Война застала Семена в Гомеле, где они с сестренкой весело проводили время у бабушки и дедушки. На шестой день войны немцы взяли Минск, до Гомеля было очень близко. Приняли решение ехать в Ярославль.

С трудом уговорили одного родственника на грузовом автомобиле-полуторке отвезти до Москвы или ближайшей к Москве станции. Тогда мальчишка впервые узнал, что такое смерть. Пытаясь найти воду для радиатора машины, дядя Коля с ведром побежал к железнодорожной станции, а любопытный Семен – за ним. Он сначала и не понял, зачем дядя Коля закрывает ему лицо и тащит обратно к машине. Потом увидел оторванные головы и руки. После этого он долго кричал во сне.

В эвакуации

В начале ноября 1941 года – эвакуация. В товарном вагоне ехали три недели. Мама с риском для жизни на стоянках поезда убегала через 4 – 5 эшелонов на привокзальную площадь, чтобы купить хлеба и вареной картошки. Очень часто приходилось на стоянках пить воду прямо из лужи. Много воды требовалось, чтобы прополоскать пеленки брата. Семен стоял у печки-буржуйки и сушил их.

Дальше ехали на подводе. Мороз был 35 градусов. Лошадь шла медленно, и извозчик много раз повторял одну и ту же фразу: «Не спите». В избе обнаружилось, что потеряли трехмесячного Леву, мама, его, видимо, выронила из подушки где-то по дороге. К счастью, малыша, полузамерзшего, нашли, и старенькая хозяйка забрала его на печку, что-то там шептала. Он ожил, но день и ночь кричал от боли.

Семену нашли валенки на вырост, шапку-ушанку, такую большую, что глаз не видно, пальто в три обхвата подвязали веревкой, чтобы не сваливалось, посадили в сани и увезли на склад зерна, где уже трудились 10 ребят от 11 до 16 лет. Потом его отправили в лес на заготовку дров для топки паровозов, уходящих в сторону фронта. В 6 утра приезжала подвода, а домой привозили только в 6 вечера. От усталости Семен не мог есть и падал до утра. Не слышал даже, как плачет брат.

Ежедневно выдавали на один трудодень 10 картофелин, какую-то крупу, горох, больному брату пол-литра молока, каравай хлеба, а когда забивали скот, немного мяса.

Возвращение домой

Обратную дорогу до Ярославля описывать трудно и больно. Страшная жара без пищи и воды. Порой приходилось жевать прошлогоднюю солому.

Доехали. И начали как-то жить… Мама весь день работала. А Семен с самого раннего утра стоял в очередях, чтобы отоварить карточки. Продукты, рассчитанные на неделю, съедали за два дня. Дрались из-за ящиков с отходами, которые стояли во дворе госпиталя, собирали крапиву, лебеду, варили опилки пополам с перловкой, без масла, добавляя только соль. Спали мало, дежурили на крышах, обезвреживали зажигательные бомбы. Одна упала в 40 метрах от дома, оставив без света. А двух ребят разорвало в клочья.

Дров необходимо было заготовить не менее 5 кубометров на зиму. Каждый день по 2 раза Семен бегал на берег Которосли, собирал прибившиеся после сплава сырые 2 – 3-метровые бревна, по одному привязывал длинной веревкой и тащил волоком в гору. Женщины плакали, помогая вытаскивать бревна наверх. А затем мальчишка, как бурлак, тащил их по каменистой дороге полтора километра до дома. На плечах от веревок были кровавые подтеки. Счастье, если бревно удавалось зацепить за грузовую машину.

Ездил Семен и на Московский вокзал чистить обувь военным и раненым, гуталин с мамой варили по ночам дома. Солдаты за работу давали не только деньги, но и хлеб, тушенку. Потом стал самостоятельно подшивать валенки и делать мелкий ремонт военных сапог.

Однажды в 5 утра мама не смогла его разбудить. Приехавшие врачи констатировали смерть мальчика. А он очнулся!

И учился, и работал

В 1946 году Семен поступил учиться на токаря в ремесленное училище, продолжая работать в сапожной мастерской. В группе его даже шутливо называли Гуталином. Практику проходил на ЯМЗ, в токарной мастерской литейного цеха. Получил диплом 5-го разряда и остался работать на заводе.

Отслужив в армии, Семен вернулся на завод, где продолжал работать в три смены и параллельно учиться в школе рабочей молодежи. Брал с собой только 50 копеек и на них в столовой покупал две порции каши, чтобы заглушить голод. Иногда он засыпал и мог проспать 1 – 2 урока, но никто его не будил.

Затем Семен окончил школу мастеров при заводе и техникум. Как бригадиру на заводе ему доверили освоить первую автоматическую линию из Венгрии. Примерно в это же время с ним случилась беда: автоматика не сработала, и Семен лишился двух пальцев на левой руке.

Вместе с другими комсомольцами Семен работал безвозмездно на возведении нефтеперерабатывающего завода и его общежития, на субботниках по строительству детского сада в Брагине и детских яслей в Кучерском переулке, нового корпуса литейного цеха АБК. Осваивал и целинные земли в Казахстане.

Страсть к машинам

По поручению дирекции завода и парткома Семену Бройде было поручено создать на заводе организацию ДОСААФ. Работу начал с нуля. И через несколько лет эта организация стала лучшей в области по патриотическому воспитанию молодежи. Были организованы секции по обучению водителей автомобилей, мотоциклов, моторных лодок, стрелков.

Через Минобороны приобретали списанные автомобили, такие как «Победа», «Амфибия», «ЗИМ», списанные мотоциклы «М-72» с колясками и без. Технику привозили из воинских частей Подмосковья и восстанавливали. Потом на ней участвовали в соревнованиях. Очень интересные были ледяные гонки за Волгой, где соревновались более 50 экипажей со всей страны.

За хорошую работу Семен Бройде одним из первых на заводе получил автомобиль «Жигули» одиннадцатой модели, а через 4 года дирекция выделила ему пятую модель. Правда, рассчитывался он за них годами – отработал на строительстве гаражей более 800 часов.

В 1978 году в Ярославле открылся спроектированный Семеном Бройде первый в Советском Союзе детский автодром. Семен Иосифович воплотил идею обучения юных ярославцев правилам дорожного движения. На небольшом участке Бутусовского парка была оборудована мини-трасса с перекрестками и светофорами, по которой дети ездили на электромобилях. Подобные автодромы затем появились в разных уголках нашей страны.

Чугунное литье

Именно Семену Бройде мы обязаны тем, что чугунные ограды и элементы декора зданий сейчас стали визитной карточкой Ярославля. Малые решетки, ограждения бульваров, парков, которые стоят во всех районах города, изготовлены из чугуна. Как и козырек, вход в Демидовский университет на улице Советской.

Но самая сложная работа была предложена городом по изготовлению уникальной старинной лестницы в здании Демидовского университета. Семен Иосифович, на тот момент начальник подготовки производства литейного цеха, подобрал несколько мастеров, которые всю жизнь отливали части для электродвигателей. Работали круглые сутки. Сейчас фрагменты этой лестницы установлены перед административным зданием завода.

Активная жизнь пенсионера

В 2008 году, проработав 20 лет после ухода на пенсию, он оставил работу на ЯЭМЗ, и коллектив жильцов дома № 63б по улице Советской избрал его старостой. Хлопот было много. Настойчивость и требовательность жильцов и в первую очередь Семена Бройде заставила город подключить дом к природному газу.

Затем добились приватизации дома и прилегающей к нему территории в коллективную собственность. С громадным трудом жильцам удалось провести ремонт крыши, поменять трубы, систему отопления, электропроводку. Семен Иосифович принимал в этом непосредственное участие. Он по-прежнему человек активный: часто проводит уроки мужества в школах. Ребятишки слушают его с большим вниманием.
Автор: Анастасия Соловьева

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»


Здесь могла быть ваша реклама
Здесь могла быть ваша реклама
Опрос

Вы выписываете бумажные издания?

Связаться с редакцией
Приёмная:
+7 (4852) 30-76-08
Эл. почта:
Здесь могла быть ваша реклама