Рожденные в СССР

17 Мая 2017
19 мая Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина отметила бы свое 95­-летие. Лично для меня, рожденной через 10 лет после развала этой самой пионерии, данная дата не несет какого­-то особого смысла. Но мои родители до сих пор с любовью и нежностью вспоминают красногалстучное детство, полное ярких событий. Одним из таких событий был самолет на Стрелке, фотографию которого я увидела в прошлом году в музее истории Дворца пионеров.
Мне стало интересно, кто, когда, как доставил его туда и, главное, куда он делся. С тех пор по крупицам я собираю информацию об этом уникальном объекте.

Газетные публикации, воспоминания сотрудников дворца, архивные документы обрисовали следующую картину. С 1961 по 1986 год Ярославскую область возглавлял Федор Иванович Лощенков. Его руководство было весьма неоднозначным, но некоторые его заслуги сложно переоценить. При нем были открыты многие культурные объекты нашего города: различные памятники, музеи, театры, детские секции и клубы, одним из которых был клуб-самолет, существовавший на борту самолета Ту-104А, установленного на Стрелке в 1980 году.

Первый советский и третий в мире реактивный пассажирский самолет Ту-104А в период с 1956 по 1958 год был единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире. Наш Ту-104А с бортовым номером 42.398 был выпущен с завода 6 августа 1959 года, за 20 лет работы провел в воздухе десятки тысяч часов, совершил 11126 посадок, имел 6 капитальных ремонтов. Был приписан к Одесскому аэропорту, совершал рейсы в разные концы страны. Из Одессы отправился в свой последний полет в Ярославль. Вел его летчик Комаров, а на борту на 110 кресел был всего один пассажир – сопровождающий.

Вот как это событие описывается в статье «Рейсом Ярославль – Гавана…» в «Северном рабочем» от 21 августа 1979 года: «… Отличный подарок готовится маленьким ярославцам нынче – в Международный год ребенка. Министерство гражданской авиации СССР передало нашему городу выработавший свой ресурс самолет. Он будет установлен на самом острие Стрелки… Предлагаются разные варианты транспортировки, вплоть до водного, на барже…»

Этими работами предстояло заниматься председателю горисполкома Владимиру Андреевичу Ковалеву:

– 1 января 1980 года я начал работать председателем горисполкома, оставив должность директора судостроительного завода. Через несколько месяцев меня приглашает на разговор Федор Иванович, первый секретарь обкома. Я к нему пришел, а он мне говорит: «Вот тебе такая боевая задача». Оказалось, они давно уже обратились в Министерство гражданской авиации с просьбой, чтобы один из списанных самолетов передали в Ярославль. Идея была хорошая, но очень тяжелая в исполнении. Самолет, огромная такая машина, своим ходом прилетел на военный в то время аэропорт Туношна, а как его доставить на Стрелку, предстояло решить мне. По совету инженеров с взлетно-посадочной полосы самолет нужно было развернуть на 90 градусов и тянуть до берега, а там на две баржи. На помощь нам пришла 81-я военная инженерная база, которая располагалась в Прибрежном. Они нам прислали такие здоровые артиллерийские тягачи, как бульдозеры, так называемые баты. Но самая большая трагедия в том, что как только мы самолет с бетонной полосы сдвинули на землю, его шасси провалились в землю. Лебедки работают на полную мощность, но не самолет двигался в сторону берега, а сами баты шли к самолету. Не помогли и четыре тягача. Тогда родилась идея, что под шасси нужно подложить лыжи. Тут пришел на помощь судостроительный завод, где изготовили огромную металлическую конструкцию, которую мы и подложили под шасси самолета, и уже четырьмя батами доставили до берега.

Следующий сложный этап – перебазировать самолет на баржи. Сотворили целый мост. И теперь батами мы его уже не тянули, а придерживали, чтобы он не укатился в Волгу. Такая сложнейшая инженерная операция закончилась тем, что мы его протащили и поставили на две баржи. Что интересно: он стоял поперек. Потом буксиром притащили его на Стрелку. Тут уже обратная операция. На мост, на лыжи, и баты. Операция погрузки была более сложная. А на Стрелку – раз, два – и уже выгрузили. Опыт уже, наверное. Здесь нам помогал железнодорожный полк.

Кстати, именно Владимир Андреевич вручал символический ключ от самолета ярославским пионерам в начале лета 1980 года. С 1980 по 1986 Ту-104А стал филиалом городского Дворца пионеров. Клуб-самолет предоставлял образовательно-досуговую программу для организованных групп дошкольников и школьников города в летний период: это и осмотр кабины пилота, и выставка детских рисунков, и просмотр фильма на определенную тему, и цикл бесед – «По странам и континентам», «20-летие первого полета человека в космос», и посещение кафе-мороженого.

11 марта 1986 года Клуб-самолет прекратил свое существование. Все сотрудники уволены в связи с ликвидацией самолета.

– Мы столкнулись с проблемами пожарной безопасности, – продолжает свой рассказ Владимир Андреевич. – Сам самолет сделан из легкого металла, а легкие металлические сплавы содержат в себе магний, при высоких температурах он горит как порох. Несколько лет как-то работали, а потом получили предписание и вынуждены были его закрыть, потому что рисковать жизнями детей было бы преступлением.

Но Ту-104А еще в течение двух лет стоял на Стрелке. Когда он окончательно обветшал и стал угрожать жизни людей, его разрезали на части, увезли на дядьковский аэродром, где остатки некогда легендарного самолета растащили на металлолом местные жители. В карточке на сайте Росавиации официальный год утилизации нашего самолета указан 1988-й.

Сегодня от Ту-104А осталось несколько снимков и воспоминания о том, как каждый ярославский школьник мог совершить удивительное путешествие на Кубу вприкуску с мороженым. И правда, удивительное было оно, пионерское детство.
Автор: Алена Руфанова
Фото из музея истории Дворца пионеров

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»