Натуральное ОСАГО

17 Мая 2017
С 28 апреля вступил в силу закон о приоритете натурального возмещения по ОСАГО. Это означает, что те, кто оформил полисы после этой даты, возмещение по «автогражданке» будут получать ремонтом авто, а не денежной выплатой.

Мне полис не нужен!

«Это безобразие! Как к нам относятся страховые компании!» – в телефонной трубке раздался голос возмущенного читателя. Чуть поуспокоившись, мужчина рассказывает свою историю.

Наступила весна, и он, пенсионер солидного возраста, решил открыть автосезон: пора начинать ездить на дачу. Как законопослушный гражданин, мужчина отправился оформлять полис ОСАГО. В отделении крупной страховой компании таких желающих оказалось довольно-таки много. Автолюбители с трудом разместились в небольшом помещении и принялись ждать своей очереди. Через час желающих получить полис стало еще больше, а вот обладателем завидного документа так никто и не стал. Толпа стала роптать.

– А они нас, представляете, вытолкали за дверь! Наглые, бессовестные, за людей никого не считают! Я три дня потратил на то, чтобы оформить полис, а в итоге оказался за дверью. Это в моем-то возрасте! – возмущался читатель.

Пенсионер в сердцах завершил свою речь сакраментальной фразой: «Мне полис ОСАГО не нужен, страховщикам не нужен, а если он требуется инспекторам ГИБДД, пусть они его и оформляют!»

Спокойствие. Только спокойствие!

– Полис ОСАГО в первую очередь нужен самому застрахованному, – считает заместитель управляющего Отделением по Ярославской области ГУ Банка России по ЦФО Евгений Ефремов. – Даже если у водителя 50 лет стажа безаварийной езды, то все равно он не гарантирован от ДТП. Страхуется ответственность гражданина, иными словами, в случае аварии по его вине не он, а страховая компания будет компенсировать ущерб пострадавшему. А ситуации разные бывают. Вот представьте, если пенсионер на своих «Жигулях-копейке» поцарапает бок очень дорогой иномарки или разобьет ей фару. Казалось бы, ерунда – царапина, битая фара. Но машина-то дорогая, сколько будет стоить ее ремонт? Готов пенсионер, отказавшись от полиса, выплачивать в качестве компенсации сумму, равную нескольким его пенсиям?

Как отмечает Евгений Ефремов, тем, для кого принципиально оформить полис ОСАГО при личном посещении, не стоит зацикливаться на одной компании, даже если вы именно в ней оформляли документы многие годы. Сейчас на территории Ярославля действует более 50 страховых компаний, а стало быть, не понравилось в одной, можно пойти в другую. Их перечень с адресами есть в «Уголке финансовой грамотности» Отделения по Ярославской области ГУ Банка России по ЦФО на улице Комсомольской, 7.

Смена страховщика на сумме страховки никак не отразится – коэффициент бонус-малус, влияющий на стоимость полиса, сохраняется за водителем. Страховщик имеет право проверить этот коэффициент в общей базе на сайте Российского союза автостраховщиков.

Справедливости ради надо заметить, что компенсации по ОСАГО ограничены 400 тысячами рублей в части возмещения вреда, нанесенного автомобилю, а в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого пострадавшего в аварии, – 500 тысячами рублей. Понятно, что этой суммы на восстановление сильно искореженного очень дорогого авто не хватит, но в подавляющем большинстве ДТП, где «коцаются» не самые дорогие машины, ОСАГО бывает достаточно.

Новые законы

С начала этого года система обязательного страхования автогражданской ответственности, пожалуй, стала одним из самых реформируемых направлений. С 1 января вступил в силу федеральный закон, согласно которому все страховые компании обязаны обеспечить выдачу полисов ОСАГО в электронном виде через Интернет. Это избавило водителей от необходимости общаться с не всегда вежливыми менеджерами, тратить время на стояние в очереди, отбиваться от навязанных услуг. Жизнь автовладельцев, по крайней мере, тех, кто пользуется компьютером, стала чуточку проще.

В конце апреля Президент РФ Владимир Путин подписал еще один закон, касающийся ОСАГО, – о приоритете натурального возмещения. Он распространяется лишь на тех, кто оформил ОСАГО после 28 апреля, то есть после официального вступления в силу закона. Те же, кто получил полис 27 апреля и раньше, должны руководствоваться старой системой, а именно денежным возмещением ущерба при ДТП.

– С 28 апреля ремонт стал приоритетным способом возмещения ущерба при ДТП, и страховая компания будет предлагать станцию техобслуживания (СТО) в пределах 50 километров от места жительства застрахованного или от места ДТП, – поясняет Евгений Ефремов. – Если такой сервис отсутствует, то страховая компания может обеспечить транспортировку автомобиля до ближайшего пункта обслуживания за свой счет. В противном случае возмещение ущерба производится деньгами.

Ремонт после… ремонта

В принципе не возбраняется выбрать СТО еще на стадии оформления полиса. Полный перечень сервисных пунктов должен быть на сайте страховой компании. Машины не старше двух лет должны обслуживаться только в дилерских центрах. Срок ремонта – 30 рабочих дней.

Ответственность за качество ремонта и соблюдение сроков возложена на страховые компании. Это означает, что если у отремонтированного автомобиля через несколько километров пробега выйдет из строя восстановленная деталь или владелец заметит, что сервис откровенно схалтурил, то все претензии будут адресованы страховой компании. И ее задача – организовать ремонт после ремонта.

Эта мера, по мнению экспертов, должна стимулировать страховые компании обращаться в проверенную станцию техобслуживания, а не в «гараж за углом». Ведь повторный ремонт сопряжен с дополнительными расходами, а их понесут опять же страховщики. Гарантийный срок на узлы и агрегаты – 6 месяцев, на кузовные работы и лакокрасочные работы – 1 год. Дополнительной гарантией качества выполняемых работ станет запрет на использование бывших в употреблении и восстановленных деталей. То есть при ремонте на машины можно устанавливать только новые детали.

В связи с таким требованием возникает резонный вопрос: а как быть с ремонтом старых машин, производство которых уже закончено. Например, тех же «Жигулей-копеек» или ретроавтомобиля довоенной поры? Разъяснение подобных ситуаций ожидается, пока же вопрос решается в индивидуальном порядке. Согласно данным Ярославской торгово-промышленной палаты, средний возраст автомобиля в Ярославской области 9 лет. А это означает, что «старички на колесах» – скорее исключение, чем правило.

А если деньги?

– Новый закон предусматривает также случаи, в которых сохраняется денежное возмещение ущерба, – продолжает Евгений Ефремов. – Во-первых, это полное уничтожение автомобиля. Во-вторых, смерть потерпевшего. В-третьих, при причинении тяжкого или среднего вреда здоровью потерпевший получает право написать заявление о выплате ему денежной компенсации. В-четвертых, причинение вреда инвалиду. В-пятых, ситуации, при которых размер ущерба превышает максимальный размер возмещения – 400 тысяч рублей. В-шестых, деньги выплачиваются, если страховая компания не в состоянии обеспечить доступность сервиса.

И конечно, виновнику ДТП никакого возмещения – ремонтом или деньгами – не будет.
Автор: Ольга Скробина
Фото с сайта vitebsk.center

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»