14:08
четверг,
28 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
15 августа 2018

Дорога в облака

18 августа Ярославскому аэроклубу исполнится 85 лет. На аэродроме в Карачихе соберутся те, кто именно здесь получил путевку в небо.

Политика партии

Аэроклуб в Ярославле был открыт 18 августа 1933 года, в один день с рыбинским. В 30-е годы государство решило, что за авиацией будущее, и аэроклубы создавались по всей стране. Не обошла тенденция и наш город.

И уже через два года, в 1935 году, в аэроклубе состоялся первый выпуск. 36 молодых рабочих Ярославля получили высокое звание пилота. В июне того же года в аэроклубе открылся первый парашютный сезон. Годом позже, в сентябре 1936 года, в Ярославском аэроклубе побывал Валерий Чкалов.

Коррективы в работу клуба внесла Великая Отечественная война. 26 июля 1942 года Ярославский аэроклуб по решению Государственного комитета обороны был закрыт, а летно-технический состав влился в полк ночных бомбардировщиков ПО-2 и принимал участие в боевых действиях.

Возродился аэроклуб лишь в самом конце 40-х годов: в январе 1949 года в Ярославле открылась самолетно-планерная станция, а в сентябре 1950 года возобновил работу и сам областной аэроклуб.

Времена расцвета

Расцвет аэроклуба пришелся на послевоенные десятилетия.

– Государственная политика тех лет была направлена на подготовку летных кадров как для военной, так и для гражданской авиации. Существовал многоуровневый отбор. И начинался он как раз с таких аэроклубов, как ярославский, – вспоминает генерал-лейтенант запаса, заслуженный военный летчик РФ, участник боевых действий в Афганистане, Ташкенте и других горячих точках Сергей Самарин.

Сергей Николаевич пришел в аэроклуб в 18 лет, в 1961 году. Окончив десятилетку и поступив на завод слесарем-мотористом, Сергей начал мечтать о небе. А где мечта может сбыться? Конечно, в аэроклубе. Пришел, прошел медкомиссию и был зачислен в эскадрилью на самолетах.

На протяжении нескольких месяцев новобранцы занимались теорией в учебных классах, которые располагались на улице Свободы в здании ДОСААФ. Изучали аэродинамику, состав летательных аппаратов и прочие дисциплины. Затем отрабатывали порядок действий на тренажерах. И только после этого приступали к практическим занятиям на аэродроме в Карачихе.

– Аэроклуб в те времена был очень серьезной организацией. Состоял из нескольких секций: эскадрилья на самолетах, эскадрилья на вертолетах, парашютное звено, звено планеров. Помню, когда я еще ходил на теоретические занятия, к нам на улицу Свободы приезжали парашютисты, у них там хранилось какое-то оборудование. И среди парашютистов была Валентина Терешкова. Вскоре после этого она уехала в Москву – готовиться к полету в космос, – вспоминает Сергей Самарин.

В январе 1962 года Сергей Самарин совершил свой первый полет – на ЯК-18. А на втором году обучения перешел в вертолетную эскадрилью – стал учиться летать на вертолетах МИ-2. Окончив вертолетный курс, остался в аэроклубе летчиком-спортсменом, получил разряд. И отправился в летное училище. Там подготовленному курсанту были только рады.

– В те годы Ярославский аэроклуб выпускал до тысячи человек в год, – вспоминает Сергей Самарин. – Многих из тех, кто начинал в нашем аэроклубе, я потом встречал в Афганистане, в других горячих точках. И служили они отлично.

Без госзадачи

В 90-е годы в клубе начались преобразования. Уже не было столь масштабной работы по подготовке летчиков и вертолетчиков. Но парашютисты тренировались постоянно. Воспитанники клуба регулярно участвовали в соревнованиях по парашютному спорту и занимали призовые места.

Сегодня в аэроклубе работает кружок юных летчиков, куда принимают мальчиков и девочек с 8-го класса. Ребята учатся летать на планерах БРО-11 и 12. Для кого-то, как и в старые времена, это начало пути в авиацию. Такую школу, например, прошли братья Мавляновы. Они поступили в летное училище в Монино и планируют связать свою жизнь с военной авиацией.

– Конечно, деятельность аэроклуба коммерциализировалась. Если в советские времена мы занимались бесплатно, то теперь любой прыжок стоит денег, – сокрушается Сергей Самарин. – Каждый ли родитель сможет выдержать столь дорогостоящее увлечение своего ребенка?

По мнению Сергея Николаевича, готовить кадры для авиации, отбирать будущих пилотов и десантников следует на самом начальном уровне. И в этом велика роль аэроклубов. Как только государство это осознает, клубы вернут былой размах. А те, кто способен привить мальчишкам и девчонкам любовь к небу, в Ярославле уже есть.

Валентина ТЕРЕШКОВА, летчик-космонавт СССР:
Горжусь тем, что являюсь воспитанницей Ярославского аэроклуба – организации, с которой начиналась славная история ярославского отделения ДОСААФ. Выпускники ярославского отделения доблестно отстаивали нашу Родину во время Великой Отечественной войны, с честью выполняли правительственные задания в «горячих точках», успешно представляют Ярославский регион на многочисленных соревнованиях.

18 августа на аэродроме Карачиха пройдут торжества, посвященные 85-летию Ярославского аэроклуба. В программе с 12 до 16 часов – торжественная часть, выступления парашютистов, спортсменов-дельтапланеристов, выставка авиамоделей, мастер-классы.

Ярославский аэроклуб подготовил 15 Героев Советского Союза. Четырнадцать из них получили звание за подвиги во время Великой Отечественной войны. Это В.П. Бахвалов, Н.А. Кривов, М.П. Жуков, Н.М. Карабулин, А.М. Балдин, Д.Б. Щапов,
В.П. Селиверстов, М.И. Коптев, П.С. Докучалов, Н.И. Майков, Ф.П. Артемьев, И.Ф. Якурнов, В.Е. Соловьев, И.А. Перминов. Пятнадцатый Герой Советского Союза и первый, кто получил это звание в послевоенное время, – наша землячка, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова.
Автор: Ольга Скробина
Фото с сайтов afgan­yar.msk.ru и yarnebo.ru

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать