18:15
пятница,
19 апреля 2024 г.
13.85
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
15 ноября 2017

Дорога к храму

18 ноября Русская православная церковь отмечает 100­летие восстановления патриаршества в России. В этот день в 1917 году после почти 200­летнего перерыва Патриархом Московским и всея Руси был избран архиепископ Тихон. Для ярославских православных это праздник особенный. Канонизированный в 1981 году святитель Тихон – почетный гражданин Ярославля. В честь патриарха Тихона в Брагине возводится Свято­-Тихоновский храм.

Два священника

Ежедневно пробегая по пустырю между Ленинградским проспектом и улицей Панина, брагинский мальчишка Миша Смирнов не думал, что с этим местом накрепко свяжется его священническое служение.
Впрочем, сын деревенского священника Псковской губернии Вася Беллавин также не загадывал, что станет патриархом Тихоном.

С детства Вася Беллавин отличался прилежанием и кротостью. В 9 лет он поступил в Торопецкое духовное училище, потом в Псковскую духовную семинарию, а затем в Петербургскую духовную академию. За смиренный характер товарищи в семинарии называли его Архиереем, в академии – Патриархом. Прозвища оказались пророческими…

Будущий протоиерей Михаил Смирнов родился в 1970 году. У советских детей путь к вере не бывал прямым. Так и Миша Смирнов сначала учился в средней школе № 27 и художественной № 2, затем в Ярославском художественном училище, затем на архитектурном факультете Ярославского политехнического института. В студенчестве Михаила Смирнова «накрыли» размышления о смысле жизни: «Зачем мы живем, если даже выдающийся человек после смерти прекращает существование?! Какой смысл жизни лично для меня?»

Своими мыслями студент поделился с верующими людьми, и началось его движение к вере. Он стал алтарником в храме Параскевы Пятницы на Туговой горе: следил за правильным воззжением свечей, готовил священнику кадило, помогал при совершении таинств, убирал в алтаре. После института начал работать в научно-исследовательском отделе «Ярреставрации».

– Через год я попросил настоятеля храма Параскевы Пятницы отца Дмитрия наставить меня на путь священничества, – вспоминает отец Михаил. – Он поговорил с архиепископом Ярославским владыкой Михеем, и тот назначил меня нести попечение о храме Иоакима и Анны в селе Лучинском под Ярославлем. Условием поставил заочное обучение в семинарии.

Шел 1996 год. Православные храмы только начали подниматься из руин. Храм Иоакима и Анны 1712 года еще стоял без глав, на карнизах зеленели березы. Отец Михаил начал его шестилетнее восстановление.

Первый после революции

Свято-Тихоновский храм – первое после революции строительство нового храма Ярославля. Поначалу власть надеялась активно в нем участвовать. Даже пустырь под храм выделила «козырный»: до того здесь планировался горком партии. Сначала храм хотели сделать деревянным, сруб планировали заказать в Архангельске. Но СССР распался, начались экономические потрясения, и про деревянный храм забыли. Ярославская епархия, оставшаяся на стройке в одиночестве, поручала стройку разным священникам, но пустырь оставался мертвым. В конце 90-х строить храм назначили настоятеля Троицкой церкви Норского посада Михаила Перегудова – депутата Ярославского областного совета народных депутатов 1990 – 1993 годов. Ему удалось быстро собрать разрешительную документацию на строительство большого каменного храма и параллельно на пожертвования верующих построить храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость». Храм-часовня был сложен из пенопластовых панелей, снаружи оштукатурен, изнутри обложен гипсокартоном. Сооружение временное. Но без малого не было бы большого. 19 августа 2001 года на праздник Преображения Господня в «Нечаянной радости» прошло первое богослужение. Часовенка сразу стала местом сбора пожертвований и молитв. Но тут на Свято-Тихоновский храм обрушилась новая беда. В апреле 2002 года, сразу после Пасхи, скончался Михаил Перегудов. Ему было 47 лет…

Чудеса народной стройки

Михаила Смирнова перевели из Лучинского на Свято-Тихоновский храм в июне 2002 года.

– Ты архитектор, тебе и строить, – напутствовал его владыка Михей.

По убеждению отца Михаила, стройку все время сопровождали чудеса.

– К 1000-летию Ярославля мэрия выделила храму полтора миллиона рублей, – вспоминает отец Михаил. – Это все сдвинуло с места.

На эти средства Михаил Смирнов и переславский архитектор Вячеслав Ижиков сделали второй проект храма. Был и первый. Грандиозный, столичных масштабов, больше Успенского собора. Впрочем, второй храм тоже большой: высота 50 метров, вместимость полторы тысячи человек.

С новым проектом отец Михаил поехал в одну петербургскую нефтегазовую компанию, главного инженера которой знал еще с Лучинского. Нефтяники согласились помочь и на свои деньги вырыли котлован. Дальше на пожертвования отец Михаил нанял сваебойную организацию. 25 марта 2004 года под Свято-Тихоновский храм забили первую сваю. Этот день считается началом строительства. Всего же забили 440 восьмиметровых свай. Затем до 2007 года прихожане сами делали подземную часть цокольного этажа. В начале каждой недели вязали металлические каркасы. В конце недели заливали бетоном, который носили на носилках.

– На наши народные субботники приходили даже очень пожилые люди, – вспоминает отец Михаил. – За это время прихожане сблизились. Некоторые на строительстве по-настоящему пришли к вере.

В 2007 году случилось новое чудо: Свято-Тихоновский храм вместе с зоопарком и планетарием включили в программу подготовки к 1000-летию Ярославля. На стройку пришло СУ-3 «Ярнефтехимстроя». За полгода строители полностью завершили нулевой цикл: сделали дренаж, кирпичный участок цоколя, монолитное крыльцо и нулевую плиту. Отец Михаил благодарен. Он был уверен: если Господь решил построить храм в честь Почетного гражданина Ярославля, то обязательно построит.

Город вокруг

Строительству Свято-Тихоновского храма идет второй десяток. Но отец Михаил долгостроем его не считает.

– Мы не стояли ни одного дня, все время в работе, – убежден он. – А долгая стройка даже хорошо.
Вся надземная часть храма каменная. Отец Михаил предлагает оценить кирпичную кладку. Она добротная, на века. Даже своды и перекрытия сделаны по традиции: из кирпича, а не по-современному быстро – из монолитного бетона. Каменщиков на кладку отец Михаил искал «поштучно». Нашел отличных. Они работают на храме уже 10 лет, и храм правильно оседает.

– Новые храмы на Руси не штукатурили лет пять, давали выстояться, – объясняет отец Михаил. – У нас это происходит в процессе строительства.

Но уже не за горами радость завершения: пишется иконостас, установлены 4 боковых купола, изготавливается центральный. Купола медные, а кресты будут золотые. Еще два-три года, и белоснежной птицей взлетит ввысь Свято-Тихоновский храм.

– Я думаю, пройдет время, и наши потомки скажут: «А город-то строился вокруг храма!» – мечтает отец Михаил.

Все возможно. Ведь храм-то в честь патриарха.
Автор: Елена Солондаева
Фото автора

Комментарии

Другие новости раздела «Общество»

Читать