11:14
пятница,
29 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
23 мая 2007

Закон обсуждать не … принято?

       24 апреля в повестке дня областной Думы стоял земельный вопрос. Альтернативные законопроекты с одинаковым названием «О распоряжении земельными участками, собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области – городе Ярославле» внесли в Думу губернатор области совместно с группой депутатов и мэр Ярославля. Примечательный факт: законотворчество по вопросу, жизненно важному для города и любого горожанина, затеявшего в Ярославле мало-мальски значимое строительство, происходило в ускоренном режиме. Внесенный мэром вариант депутаты даже не успели толком обсудить. И проголосовали за губернаторский законопроект с поправками, приняв его сразу в двух чтениях.             
Вектор депутатских мнений определялся главным вопросом: почему областная власть решила «подвинуть» Ярославль в процессе распоряжения земельными участками в городской черте? По федеральному законодательству, землей в административном центре региона распоряжаются органы местного самоуправления. Но областной парламент вправе передать эти полномочия субъекту федерации. Выступивший на заседании Думы в защиту интересов города первый заместитель мэра Ярославля Валерий Васильевич Величко назвал мифом утверждение об обязательности принятия такого закона. К примеру в Белгородской области, которая славится своими успехами, структуры администрации области и мэрии работают в одной связке, а отработанный в мэрии областного центра механизм распоряжения городскими землями ломать никто не собирается.
       С другой стороны, в ЦФО предоставленную российским законодательством правовую нишу заполнили принятием собственных законов уже 7 субъектов федерации из 18. Если прибавить к ним Ярославскую область, будет 8. Почти половина. Значит, есть в этом некая объективная реальность, данная пока регионам в ощущениях, отражающих дальнейший путь развития принципов и федерализма, и основ местного самоуправления.
       В них-то и вся соль! В процессе думских дебатов возникало стойкое ощущение, что земля сама по себе субъект федерации не интересует. Особых финансовых выгод областному бюджету она не принесет, потому что вырученные на земельных аукционах деньги, как правило, направляются в городскую казну. Да и готовить документы на отвод участков под застройку областная администрация не вправе. Когда в качестве компромиссного варианта последовало предложение субъекту федерации замкнуть на себя работу с крупными инвесторами, нуждающимися для реализации масштабных инвестиционных проектов социально-культурного и промышленного назначения в площадках от 1 га, был получен отказ. А ведь именно такие территории требуются под строительство крупных торговых центров и гостиничных комплексов, спортивных сооружений класса «Арены-2000», промышленных предприятий и т.д.
       Глава региона в общем-то и не скрывал, что его интересует управленческий – а скорее даже политический – ресурс, неизменно сопутствующий «большому» земельному праву. Точки приложения этого ресурса определены. Отвечая на один из «шрапнельных» депутатских вопросов, Анатолий Иванович отметил: «Местные органы власти сейчас, по сути дела, как церковь, отделены от государства. Мы можем только им рекомендовать, просить у них, а приказать или заставить их не можем. Вот в этом вся проблема нашей сегодняшней вертикали государственной власти».
       Выстраивание вертикали власти в преддверии грядущих выборов происходит во многих российских регионах. Зачастую это сопровождается попытками субъекта федерации «выдавить» органы местного самоуправления из процесса распоряжения землей, что, по мнению заместителя председателя постоянной комиссии по социальной политике облдумы Владимира Молодкина, грубо нарушает логику вертикальных взаимоотношений между уровнями власти: субъектом федерации и органами местного самоуправления.
       – Земля – предмет первой необходимости, как и жилище, которое на ней строится, – объяснил свою позицию Владимир Михайлович. – Нельзя лишать тесно работающие с населением органы местного самоуправления самостоятельности в распоряжении землей. Напомню, что согласно Конституции РФ органы местного самоуправления – основа конституционного строя. О том же говорит и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
       Позиция депутата обусловлена четким пониманием не только законодательного процесса, но и перспективы врастания его в будущие экономические процессы. По логике федерального законодательства вертикаль власти выстраивается так, что субъект федерации априори не способен сосредоточить в своих руках полноту власти на местах. Например, по Градостроительному кодексу РФ он не правомочен готовить планировочные документы (кроме размещения объектов регионального значения), а по Земельному кодексу – не участвует в выборе участка для строительства. Поэтому принятие скороспелых законов в регионах, как правило, приводит к конфронтации между различными областными и городскими структурами на местах. А конфронтация чревата «парадом амбиций», как метко выразился Владимир Молодкин, или «конфликтом кабинетов» (термин заместителя губернатора Олега Виноградова), которые в состоянии обрушить саму систему подготовки и предоставления земельных участков в городах!
       В некоторых регионах после принятия аналогичных ярославскому земельных законов именно так и происходит. В других строительство стопорится. По словам начальника управления архитектуры и градостроительства департамента градостроительства, землепользования и экологии администрации г. Вологда Николая Майорова, в Вологодской области земельный закон вступил в силу с 1 января этого года. Город Вологда просил субъект федерации повременить с его реализацией до тех пор, пока в областных структурах подготовят специалистов, разработают подзаконные акты, чтобы застройщики не пострадали от «административного переворота». Увы, город не пожелали услышать. Механизм реализации закона появился с большим опозданием. Процедура согласований удлинилась. Итог – ни одного аукциона по продаже земельных участков с начала года не проведено.
       На «подводные камни» принимаемого закона обратил внимание коллег и депутат Дмитрий Дорофеев. Схема согласований предоставления земельных участков, по его мнению, за счет включения новых структур удлинится. Сроки оформления строительной документации увеличатся. Тем более что стадии согласований пока … туманны: в законе не говорится об их механизмах. Депутата Мухина обнадежили: согласование потребуется лишь при «запуске проекта в работу». На вопрос депутата Дорофеева ответили: «Мы будем только согласовывать и контролировать процесс». А в третьем случае добавили: «Мы только на финальной стадии будем согласовывать предложение мэрии по использованию данного участка: да или нет».
        «Процедура согласования не должна повлечь затягивания процесса принятия решений и ущемлять право органов местного самоуправления на распоряжение земельными участками», – читаем в экспертном заключении правового управления Государственной думы Ярославской области на поправки к проекту нового закона.
       Эксперты-юристы как будто взывали к законодателям: не спешите! Депутаты Молодкин, Дорофеев, Губочкин, Мухин предлагали принять закон только в первом чтении с перспективой его дальнейшего обсуждения. Об этом же просил Думу и первый заместитель мэра Ярославля Валерий Величко, настаивавший на внесении дополнительных поправок.
       Но подготовка столь важного для Ярославля и ярославцев нормативного акта, который в идеале должен бы базироваться на единой градостроительной политике субъекта федерации и органа местного самоуправления, шла в ускоренном режиме. Да, работа по сближению позиций города и области принесла некоторые плоды. В первоначальной редакции законопроекта область наделялась правом распоряжаться всеми земельными участками в городе. А в окончательном – распоряжение участками под жилье, некапитальное строительство и для нестроительных нужд закреплено за городом. Однако потенциал предварительного обсуждения законопроекта не был исчерпан. В повестке дня думской комиссии по экономике стояло обсуждение обоих законопроектов. Но времени хватило только на первый. Несмотря на это, решение комиссия приняла.
       При ускоренном процессе законотворчества от обсуждения ускользнуло главное. Это отметил в своем выступлении на Думе Валерий Величко: ярославский земельный закон еще до вступления в законную силу… морально устарел. Он рассчитан на «точечную» застройку по типу передачи земельного участка «из рук в руки». Между тем в соответствии с федеральным законодательством с 2010 года размещение объектов будут определять правила землепользования и застройки территорий. А сами земельные участки – приобретаться на аукционах.
       – За последние полгода мэрия провела 16 аукционов по продаже права аренды земельных участков под разные цели, – подчеркнул Валерий Васильевич. – Впервые можно без хождения по инстанциям открыто, прозрачно купить право аренды и сразу приступить к проектированию и затем и строительству торгового центра, гостиницы, жилого дома или иного объекта. Что может быть эффективнее для привлечения инвестиций?
Специалисты утверждают, что возврат к «точечным» схемам не является прогрессивным фактором инвестиционного взаимодействия власти и застройщика. А ведь регион принимал закон далеко не первым в России. Разве нельзя было детально изучить опыт предшественников, чтобы, как они, не наступать на законодательные «грабли»?
       Вот и получается: законы не обсуждаются, законы надо исполнять?
Автор: Ольга ПЕТРЯКОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Политика»

Читать