04:52
пятница,
19 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
23 апреля 2014

Отцы города: из истории Ярославской городской думы

В «Городских новостях» № 28 от 2 апреля мы уже начали рассказ об истории городского самоуправления в областном центре. Сегодня продолжаем эту тему.

 

Первые гласные
Первые выборные органы городского самоуправления появились в Ярославле еще в XVIII веке. Судя по архивным данным, уже в 1750-е годы здесь действовал Городской магистрат, избиравшийся из «граждан первостатейных, добрых, пожиточных и умных». А в 1785 году, согласно Указу императрицы Екатерины Великой, была учреждена Ярославская городская дума. Поначалу она состояла всего из 6 человек и потому звалась Шестигласной. Председательствовал в Думе городской голова или, говоря языком современным, мэр города.
Конечно, полномочия первого Ярославского «муниципалитета» в то время были весьма ограничены. Лишь спустя столетие – в эпоху Великих реформ Александра II – Городская дума получила реальную власть, став активной участницей, а нередко и вдохновительницей важных событий городской жизни. Прообраз современной модели местного самоуправления был заложен в «Городовом положении» 1870 года. Отныне в Городскую думу могли баллотироваться представители всех сословий – при условии своевременной уплаты налогов, а сама она значительно расширила не только свой состав, но и круг вопросов, выносившихся на повестку дня. Депутаты, коих в то время уважительно именовали гласными, горячо обсуждали проблемы городского благоустройства, здравоохранения и народного просвещения, заботились о противопожарных и санитарных мерах, ведали местными рынками и приютами, дорожным хозяйством и выдачей разрешений на строительство… Словом, руководили практически всеми аспектами повседневного городского быта. Определяя бюджет города, «думцы» изыскивали cредства на реализацию своих инициатив за счет аренды «казенных» зданий, а также многочисленных сборов – c трактиров и постоялых дворов, торговцев, извозчиков и даже с владельцев собак.

Плоды реформы
   16 марта 1871 года Ярославская городская дума, избранная на новых началах, торжественно приступила к работе. Из числа 66 гласных были избраны 4 члена Городской Управы, следившей за выполнением местных постановлений. Вплоть до начала XX столетия и Дума, и Управа заседали в старинном здании на Плацпарадной площади, хорошо знакомом и современным ярославцам. Сегодня это главный корпус Ярославской медицинской академии, но в те времена в его стенах размещались и городские власти, и почтовая контора, и губернская гимназия.
   Реформа городского управления в Ярославле очень быстро дала благодатные всходы: практически  за пару десятилетий Ярославль преобразился до неузнаваемости. Городские улицы и площади были вымощены булыжником, а набережная Которосли засажена деревьями. В 1880-е в городе появились водопровод и телефонная связь, а к концу столетия – трамвай и электрическое освещение. В 1884 году на месте деревянного моста через Которосль выстроен железный, прозванный Американским. Для городской бедноты возведено здание ночлежного дома, а близ Вознесенских казарм открылась бесплатная библиотека-читальня – «с целью отвлечь народ от кабаков».
   В 1882 году решением Городской думы в собственность города перешел и знаменитый Волковский театр. Как ни странно, до сей поры старейшая русская сцена принадлежала частным антрепренерам, переходя из рук в руки. Городские власти выкупили театр за 15 тысяч рублей и еще больше средств вложили в его реконструкцию. Отныне ярославский театр по праву именовался городским, а к 1911 году получил новое роскошное здание, возводившееся по итогам всероссийского конкурса проектов.

Во главе города
   Первым лицом Ярославля по-прежнему оставался городской голова. Как правило, на этом престижном посту оказывались представители купеческой элиты, прилагавшие немало сил для примирения противоборствующих думских фракций. Первым городским головой, избранным после реформы Александра II, стал Рафаил Кокуев – владелец лучшей ярославской гостиницы. А с 1881 года главой города стал Иван Вахромеев, занимавший эту должность в течение 16 лет. Для Ярославля конца XIX века этот человек оказался поистине «гением места»: во многом именно его стараниями наш город стал одним из самых благоустроенных центров российской провинции. Новшества здесь зачастую встречали настороженно, но Иван Александрович настаивал, убеждал, умел при необходимости действовать жестко и решительно. К примеру, тот же водопровод у нас безуспешно собирались построить целых два десятка лет и лишь при Вахромееве дело, наконец, сдвинулось с мертвой точки. Там, где городских ресурсов на благоустройство не хватало, городской голова без лишних разговоров вкладывал личный капитал. К примеру, на средства Вахромеева была осуществлена реставрация символа Ярославля – уникальной церкви Ильи Пророка. При этом по настоянию городского головы все реставрационные работы проводились на научной основе, что для России того времени было случаем исключительным.
   По инициативе Вахромеева в 1885 году на месте пустынной Плацпарадной площади был разбит уютный сад. В наши дни этот уголок называют Демидовским сквером, но современники мецената величали его Вахромеевским. Именно Иван Александрович выступил учредителем и спонсором Ярославской губернской ученой архивной комиссии, поддерживал открывавшиеся в городе музеи, издавал краеведческие труды… Жертвуя огромные суммы на благо Ярославля, Вахромеев делал это без шума, и вовсе не удивительно, что сам он, по воспоминаниям земляков, не был «слишком большим богачом».

Право избирать
   Инициативы и решения Ярославской думы затрагивали жизнь всего города, однако число участвовавших в выборах обывателей сегодня кажется ничтожным. И причиной тому была не только пассивность местного электората (явка на выборах в дореволюционном Ярославле, как правило, составляла не больше 30%). Дело в том, что сто лет назад избирательное право помимо возрастного ценза определялось еще и цензом имущественным. К голосованию допускались лишь те, кто владел в городе недвижимостью, оценивавшейся не ниже 1500 рублей (эта сумма в 7 – 8 раз превышала годовой доход обычного рабочего). Наряду с зажиточными горожанами голосовать могли и «юридические лица» – акционерные общества, торговые дома и товарищества. А вот женщины, содержатели винных лавок и священнослужители к выборам не допускались вовсе.
   Зато по отношению к кандидатам в депутаты закон был куда свободнее, чем нынче, – никаких сборов подписей, жестких сроков и шумных избирательных кампаний. Любой ярославец, располагавший определенной цензом недвижимостью, мог заявить о своем желании баллотироваться в Думу. Для этого достаточно было просто опубликовать извещение в газете или явиться на участок в день выборов.

Автор: Мария АЛЕКСАНДРОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать