15:42
четверг,
28 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
17 августа 2016

Монастырь как царское убежище

В этом году  древнейший собор Ярославля – Спасо­-Преображенский – отмечает 500 лет. Но на самом деле первый каменный Спасо­-Преображенский собор на территории Спасского монастыря был заложен еще 800 лет назад.

Так начинался собор

Спасо-Преображенский, или Спасский, монастырь – одна из древнейших обителей Руси, основанная во второй половине XII столетия. В то далекое время Ярославль занимал небольшую территорию в пределах деревянного кремля на Стрелке, а Спасо-Преображенский монастырь находился за городом. Он был удачно расположен у главной переправы через реку Которосль.

В 1215 году ростовский князь Константин Мудрый начал строить на территории Ярославского кремля первый белокаменный Успенский собор, а годом позднее, в 1216-м, был заложен первый каменный Спасо-Преображенский собор в Спасо-Преображенском монастыре. Это был довольно большой трехапсидный крестовокупольный храм, который не уступал наиболее значительным постройкам северо-восточной Руси. Новые храмы освящал ростовский епископ Кирилл: Успенский собор – в 1219 году, Спасо-Преображенский собор – в августе 1224 года. Следует соотносить освящение собора с праздником Преображения Господня, который был установлен в память преображения Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор для показания им своего божественного величия и подкрепления их веры по случаю его приближавшихся страданий. Православные ежегодно отмечают этот праздник 19 августа.

Первый собор не сохранился до нашего времени, и судить о его облике можно только по данным археологических раскопок. Он был сооружен из плинфы – тонкого обожженного кирпича – и, вероятно, украшен белокаменными резными деталями с орнаментами и звериными масками. Технология строительства древнерусских храмов известна благодаря раскопкам и изучению немногочисленных уцелевших памятников. В основании стен делали так называемую стяжку, то есть слой каменного щебня, который заливали известковым раствором. Когда он застывал, сверху добавлялся еще один слой стяжки. В известковые стяжки наши предки добавляли молоко или растительное масло, чтобы сделать раствор водонепроницаемым и надежно защитить здание от грунтовых вод.

Древнейшая постройка

И Успенский собор на Стрелке, и Спасо-Преображенский собор в монастыре основательно пострадали во время сильнейшего пожара 1501 года и вскоре были построены заново. Восстановление Спасо-Преображенского собора началось в 1506 году, когда «на Москве» правил великий князь Василий III. Известно, что он побывал в Ярославле четыре раза, и это было свидетельством его особого расположения к нашему городу.

Новый Спасо-Преображенский собор освятили в 1516 году. Над его западным порталом сохранилась надпись: «Освящена бысть сия церковь в лето 7024 при благоверном Великом князе Василие Ивановиче всея России при архиепископе Вассиане, а поставлена бысть архимандритом Ионою». Напомню, что тогда счет лет велся от сотворения мира, поэтому и дата указана «старше» на 5508 лет, чем для привычного для нас счета от Рождества Христова.

Новый собор по традиции был возведен на месте прежнего. Это четырехстолпный трехглавый храм с позакомарным покрытием, на высоком подклете, с двухъярусными открытыми галереями. Образцом для него послужили Благовещенский и Архангельский соборы Московского Кремля. Спасо-Преображенский собор сегодня – древнейшая постройка города, а вот его ровеснику Успенскому собору не так повезло: он был вновь дважды перестроен в XVII столетии, взорван в 30-е годы XX века и только к 1000-летию Ярославля в 2010 году возведен вновь. Синхронными Спасо-Преображенскому собору по времени постройки памятниками на территории монастыря являются Святые ворота и нижние ярусы монастырской звонницы.

Фрески с автографом

В 1563 – 1564 годах Спасо-Преображенский собор был расписан, и его фрески в удивительной полноте дошли до наших дней. Как сообщает запись на столпе храма, «обновлена бысть подписью сия церковь, а подписывали мастеры московские Ларион Леонтьев сын, да Третьяк, да Федор Никитины дети, ярославцы Афонасий да Дементий Сидоровы дети». Как видим, артель мастеров состояла из пяти человек – трех москвичей и двух ярославцев. Датировка и точное авторство – уникальные для XVI века данные. По мнению ученых, москвичами были расписаны алтарь и своды храма, а ярославцы продолжили работу на стенах и столпах.

Фрески Спасо-Преображенского собора являются древнейшим сохранившимся памятником стенописи Ярославля. Их композиция напоминает стенописи Успенского собора Московского Кремля. В куполе изображен Спас Вседержитель, в барабане и на сводах – праотцы, евангелисты и христианские праздники. Главной храмовой композицией, конечно, стало «Преображение».

На стенах собора представлены сцены из жизни Иисуса Христа и Богородицы, а в нижнем ряду расположены изображения Вселенских соборов. Среди сюжетов фресок присутствуют ярославские святые князья Константин Всеволодович, Федор, Давид и Константин на северном столпе и на галерее собора. А во время реставрационных работ ХХ века обнаружилось, что на одном столпе был переписан лик мученика Христофора. Ранее голова Христофора, как и полагалось по древней иконографии, была песьей, ведь согласно церковной традиции собачью голову этот святой, обладавший совершенной красотой, сам испросил себе у бога. Когда по решению Синода такая иконография была запрещена, ранняя фреска в соборе была изменена.

Царское убежище

Спасский монастырь не раз посещал Иван Грозный, сын Василия III. В 1571 году, когда к самой Москве подошел хан Девлет-Гирей, ярославский монастырь стал надежным убежищем для царя. Не случайно Иван Грозный всегда благоволил к Спасскому и Толгскому монастырям.

Спасский монастырь получил от царя 55 жалованных грамот, каждая из которых давала новые привилегии и вклады. Царь пожаловал Спасскому монастырю мельницы на реке Пахме: «Я ж царь и государь и великий князь Спасского архимандрита Васьяна с братией пожаловал мельницей, что на устье реки Пахны, дал и Спасу в монастырь да и оброку есми своего с той мельницы имати не велел». Вслед за этим по указу царя монастырь получил села Михайловское, Балакирево и 13 деревень «с лесами и с покосами и со всеми угодьями».

При Иване Грозном монастырь стал богатейшей обителью и имел 6 сел, 239 деревень, рыбные ловли и соляные варницы. Вдобавок Иван Грозный освободил Спасский монастырь от общих налогов на ярославском посаде, а затем даровал монастырю судебный иммунитет.

От Михаила Федоровича до Николая II

В Спасо-Преображенском соборе в Смутное время начала XVII века молились о победе над врагом защитники города. С 30 апреля до 23 мая 1609 года Спасский монастырь выдержал осаду поляков и тушинцев. В 1612 году ярославцы торжественно встретили народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Именно в Спасском монастыре находилось руководство ополчения и действовало временное правительство «Совет всея Земли». Здесь же чеканилась своя монета: на ней под изображением всадника значились буквы С/ЯР и имя Федора Иоанновича – последнего законного царя перед Смутой. Отсюда, от стен Спасского монастыря после молебна в Спасо-Преображенском соборе ярославцы провожали народное ополчение на освобождение Москвы.

21 марта 1613 года в Ярославль по дороге на Москву прибыл первый из Романовых – царь Михаил Федорович. Царь остановился в Спасском монастыре и из-за весенней распутицы пробыл здесь 26 дней. В путь смог отправиться только 16 апреля. В Ярославле Михаил Федорович 4 апреля отпраздновал Пасху. Из стен древней обители 23 марта он отправил свою первую грамоту в Москву, извещавшую Земский собор о согласии на принятие царского венца. Не случайно Михаил Федорович всегда испытывал к Ярославлю особое расположение, вновь посещал его в 1620 году и за время своего правления дал Спасскому монастырю 18 жалованных грамот, значительно улучшивших его благосостояние.

А через 300 лет это путешествие повторил Николай II, и вновь Спасо-Преображенский собор стал свидетелем важнейшего в истории города события. 21 мая 1913 года последний русский император с дочерьми посетил Спасский монастырь и Спасо-Преображенский собор и принял в нем депутацию ярославского «Союза русского народа».

Правда, Николай II видел собор в несколько ином виде, чем мы сейчас. Дело в том, что еще в XVII веке северную галерею собора переделали в паперть, а в XVIII веке сняли две боковые главы и позакомарное, как бы полукруглое, покрытие заменили четырехскатным. Более близкий к первоначальному облику и привычный нам вид собора и две его боковые главы вернули ему уже реставраторы советского времени. До их прихода в советские годы постройки монастыря использовались в качестве жилья, и некоторое время здесь даже находился концлагерь ВЧК. С 1959 года в зданиях бывшего монастыря находится Ярославский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. И, как и много веков назад, в этом великолепном архитектурном ансамбле центральное место занимает Спасо-Преображенский собор – самый древний храм Ярославля.

С днем рождения, прекрасный старинный собор!
Автор: Виктория Марасанова
ФОТО Ирины ШТОЛЬБА

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать