17 августа 2016
Монастырь как царское убежище
В этом году древнейший собор Ярославля – Спасо-Преображенский – отмечает 500 лет. Но на самом деле первый каменный Спасо-Преображенский собор на территории Спасского монастыря был заложен еще 800 лет назад.Так начинался собор
Спасо-Преображенский, или Спасский, монастырь – одна из древнейших обителей Руси, основанная во второй половине XII столетия. В то далекое время Ярославль занимал небольшую территорию в пределах деревянного кремля на Стрелке, а Спасо-Преображенский монастырь находился за городом. Он был удачно расположен у главной переправы через реку Которосль.В 1215 году ростовский князь Константин Мудрый начал строить на территории Ярославского кремля первый белокаменный Успенский собор, а годом позднее, в 1216-м, был заложен первый каменный Спасо-Преображенский собор в Спасо-Преображенском монастыре. Это был довольно большой трехапсидный крестовокупольный храм, который не уступал наиболее значительным постройкам северо-восточной Руси. Новые храмы освящал ростовский епископ Кирилл: Успенский собор – в 1219 году, Спасо-Преображенский собор – в августе 1224 года. Следует соотносить освящение собора с праздником Преображения Господня, который был установлен в память преображения Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор для показания им своего божественного величия и подкрепления их веры по случаю его приближавшихся страданий. Православные ежегодно отмечают этот праздник 19 августа.
Первый собор не сохранился до нашего времени, и судить о его облике можно только по данным археологических раскопок. Он был сооружен из плинфы – тонкого обожженного кирпича – и, вероятно, украшен белокаменными резными деталями с орнаментами и звериными масками. Технология строительства древнерусских храмов известна благодаря раскопкам и изучению немногочисленных уцелевших памятников. В основании стен делали так называемую стяжку, то есть слой каменного щебня, который заливали известковым раствором. Когда он застывал, сверху добавлялся еще один слой стяжки. В известковые стяжки наши предки добавляли молоко или растительное масло, чтобы сделать раствор водонепроницаемым и надежно защитить здание от грунтовых вод.
Древнейшая постройка
И Успенский собор на Стрелке, и Спасо-Преображенский собор в монастыре основательно пострадали во время сильнейшего пожара 1501 года и вскоре были построены заново. Восстановление Спасо-Преображенского собора началось в 1506 году, когда «на Москве» правил великий князь Василий III. Известно, что он побывал в Ярославле четыре раза, и это было свидетельством его особого расположения к нашему городу.Новый Спасо-Преображенский собор освятили в 1516 году. Над его западным порталом сохранилась надпись: «Освящена бысть сия церковь в лето 7024 при благоверном Великом князе Василие Ивановиче всея России при архиепископе Вассиане, а поставлена бысть архимандритом Ионою». Напомню, что тогда счет лет велся от сотворения мира, поэтому и дата указана «старше» на 5508 лет, чем для привычного для нас счета от Рождества Христова.
Новый собор по традиции был возведен на месте прежнего. Это четырехстолпный трехглавый храм с позакомарным покрытием, на высоком подклете, с двухъярусными открытыми галереями. Образцом для него послужили Благовещенский и Архангельский соборы Московского Кремля. Спасо-Преображенский собор сегодня – древнейшая постройка города, а вот его ровеснику Успенскому собору не так повезло: он был вновь дважды перестроен в XVII столетии, взорван в 30-е годы XX века и только к 1000-летию Ярославля в 2010 году возведен вновь. Синхронными Спасо-Преображенскому собору по времени постройки памятниками на территории монастыря являются Святые ворота и нижние ярусы монастырской звонницы.
Фрески с автографом
В 1563 – 1564 годах Спасо-Преображенский собор был расписан, и его фрески в удивительной полноте дошли до наших дней. Как сообщает запись на столпе храма, «обновлена бысть подписью сия церковь, а подписывали мастеры московские Ларион Леонтьев сын, да Третьяк, да Федор Никитины дети, ярославцы Афонасий да Дементий Сидоровы дети». Как видим, артель мастеров состояла из пяти человек – трех москвичей и двух ярославцев. Датировка и точное авторство – уникальные для XVI века данные. По мнению ученых, москвичами были расписаны алтарь и своды храма, а ярославцы продолжили работу на стенах и столпах.Фрески Спасо-Преображенского собора являются древнейшим сохранившимся памятником стенописи Ярославля. Их композиция напоминает стенописи Успенского собора Московского Кремля. В куполе изображен Спас Вседержитель, в барабане и на сводах – праотцы, евангелисты и христианские праздники. Главной храмовой композицией, конечно, стало «Преображение».
На стенах собора представлены сцены из жизни Иисуса Христа и Богородицы, а в нижнем ряду расположены изображения Вселенских соборов. Среди сюжетов фресок присутствуют ярославские святые князья Константин Всеволодович, Федор, Давид и Константин на северном столпе и на галерее собора. А во время реставрационных работ ХХ века обнаружилось, что на одном столпе был переписан лик мученика Христофора. Ранее голова Христофора, как и полагалось по древней иконографии, была песьей, ведь согласно церковной традиции собачью голову этот святой, обладавший совершенной красотой, сам испросил себе у бога. Когда по решению Синода такая иконография была запрещена, ранняя фреска в соборе была изменена.
Царское убежище
Спасский монастырь не раз посещал Иван Грозный, сын Василия III. В 1571 году, когда к самой Москве подошел хан Девлет-Гирей, ярославский монастырь стал надежным убежищем для царя. Не случайно Иван Грозный всегда благоволил к Спасскому и Толгскому монастырям.Спасский монастырь получил от царя 55 жалованных грамот, каждая из которых давала новые привилегии и вклады. Царь пожаловал Спасскому монастырю мельницы на реке Пахме: «Я ж царь и государь и великий князь Спасского архимандрита Васьяна с братией пожаловал мельницей, что на устье реки Пахны, дал и Спасу в монастырь да и оброку есми своего с той мельницы имати не велел». Вслед за этим по указу царя монастырь получил села Михайловское, Балакирево и 13 деревень «с лесами и с покосами и со всеми угодьями».
При Иване Грозном монастырь стал богатейшей обителью и имел 6 сел, 239 деревень, рыбные ловли и соляные варницы. Вдобавок Иван Грозный освободил Спасский монастырь от общих налогов на ярославском посаде, а затем даровал монастырю судебный иммунитет.
От Михаила Федоровича до Николая II
В Спасо-Преображенском соборе в Смутное время начала XVII века молились о победе над врагом защитники города. С 30 апреля до 23 мая 1609 года Спасский монастырь выдержал осаду поляков и тушинцев. В 1612 году ярославцы торжественно встретили народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Именно в Спасском монастыре находилось руководство ополчения и действовало временное правительство «Совет всея Земли». Здесь же чеканилась своя монета: на ней под изображением всадника значились буквы С/ЯР и имя Федора Иоанновича – последнего законного царя перед Смутой. Отсюда, от стен Спасского монастыря после молебна в Спасо-Преображенском соборе ярославцы провожали народное ополчение на освобождение Москвы.21 марта 1613 года в Ярославль по дороге на Москву прибыл первый из Романовых – царь Михаил Федорович. Царь остановился в Спасском монастыре и из-за весенней распутицы пробыл здесь 26 дней. В путь смог отправиться только 16 апреля. В Ярославле Михаил Федорович 4 апреля отпраздновал Пасху. Из стен древней обители 23 марта он отправил свою первую грамоту в Москву, извещавшую Земский собор о согласии на принятие царского венца. Не случайно Михаил Федорович всегда испытывал к Ярославлю особое расположение, вновь посещал его в 1620 году и за время своего правления дал Спасскому монастырю 18 жалованных грамот, значительно улучшивших его благосостояние.
А через 300 лет это путешествие повторил Николай II, и вновь Спасо-Преображенский собор стал свидетелем важнейшего в истории города события. 21 мая 1913 года последний русский император с дочерьми посетил Спасский монастырь и Спасо-Преображенский собор и принял в нем депутацию ярославского «Союза русского народа».
Правда, Николай II видел собор в несколько ином виде, чем мы сейчас. Дело в том, что еще в XVII веке северную галерею собора переделали в паперть, а в XVIII веке сняли две боковые главы и позакомарное, как бы полукруглое, покрытие заменили четырехскатным. Более близкий к первоначальному облику и привычный нам вид собора и две его боковые главы вернули ему уже реставраторы советского времени. До их прихода в советские годы постройки монастыря использовались в качестве жилья, и некоторое время здесь даже находился концлагерь ВЧК. С 1959 года в зданиях бывшего монастыря находится Ярославский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. И, как и много веков назад, в этом великолепном архитектурном ансамбле центральное место занимает Спасо-Преображенский собор – самый древний храм Ярославля.
С днем рождения, прекрасный старинный собор!
Автор: Виктория Марасанова
ФОТО Ирины ШТОЛЬБА
ФОТО Ирины ШТОЛЬБА
Другие новости раздела «Из истории»
Свежий номер
Из истории
30 октября 2019
Не купцы Матвеевские
Из истории
19 мая 2021
Коммуналка Страны Советов
Свежий номер
Из истории
08 мая 2019
Свечка модернизма
Из истории
31 октября 2013
Дорога в космос
Из истории
30 декабря 2014
На Деда Мороза надейся, а сам не плошай
Из истории
02 мая 2021
В Ярославле открылась выставка «Такое разное детство»
Комментарии