01:26
среда,
24 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
13 апреля 2016

Купцы Лопатины трижды возглавляли думу

Мы продолжаем рассказывать о тех, кого в прошлые века ярославцы выбирали городским головой. В этом выпуске «Муниципальной среды» остановимся на купцах Лопатиных – трое представителей этого старинного купеческого рода в разное время занимали почетный пост городского головы: в 1860 – 1862 годах Павел Иванович Лопатин, в 1863 – 1865 годах Яков Семенович Лопатин и в 1917 году Владимир Семенович Лопатин.

Династия торговцев тканями
Сегодня речь пойдет о двоюродных братьях – Павле Ивановиче и Якове Семеновиче Лопатиных, поочередно возглавлявших город в эпоху «Великих реформ» XIX века.
Для торгового Ярославля, где огромные капиталы ковались порой за пару десятилетий, Лопатины – купцы «старинные». У истоков  купеческого рода  Лопатиных, возможно,  стоял  ярославец Баженко Лопатин, упоминаемый  в «Записной пошлинной книге» еще в 1613 году. Так или иначе, Ярославль,
несомненно, был для Лопатиных родным. Спустя полтора века, при Екатерине Великой, Яков Михайлович Лопатин, записавшись в купечество, положил начало династии торговцев тканями, известной и за пределами губернии. Lopatin 2
В Ярославле Лопатиным принадлежал каменный дом на углу Пробойной (теперь ул. Советская) и Варваринской (ныне ул. Трефолева). Став родовым гнездом для большой купеческой семьи, этот дом видел и успехи, и неудачи, и трагедии. Ранняя смерть Якова Михайловича на время вывела семью из купечества, но его сыновья Семен и Иван, достигнув зрелого возраста, вновь записались в III гильдию. Однако указ 1809 года запрещал братьям находиться в одном капитале, и Ярославский городской  магистрат приказал им произвести раздел. С тех пор каждый из братьев повел дела самостоятельно.

Голова, торгующий ситцами
Две линии купеческого рода Лопатиных – две истории успеха, путь к которому был непростым. Эпидемия холеры, бушевавшая в 30-х годах XIX века, оборвала жизнь старшего из братьев – Семена Яковлевича. А младший брат Иван, продолжая торговлю, завещал свое дело двум сыновьям  – Павлу и Александру. В 40-х годах XIX века они одними из первых в городе организовали собственный торговый дом под названием «П. и А. Лопатины», успешно торгуя ситцами и хлопчатобумажными материями на крупнейших ярмарках страны.
Это, впрочем, не помешало Павлу Ивановичу вести активную общественную жизнь в родном Ярославле. В 1860 – 1862 годах он занимает пост городского головы, а время, заметим, было тогда совсем непростое. Главным вопросом, волновавшим Россию, была отмена крепостного права и последовавшие за ней реформы. Впрочем, и о делах насущных в Ярославле не забывали: при Павле Лопатине в Ярославль была проведена телеграфная линия, открылась первая в городе женская гимназия и первая бесплатная больница для бедных – знаменитая лечебница Общества врачей на Волжской набережной. В это же время в Ярославле начинают действовать Общество воспомоществования бедным и воскресные классы для рабочих, где неграмотные ярославцы могли получить начальное образование.
При всех этих заботах Павлу Ивановичу удавалось вести семейный бизнес к процветанию. Племянники, унаследовавшие долю рано умершего брата, как ни странно, не проявляли интереса к коммерческим делам: Николай, объявленный несостоятельным  должником, умер от чахотки, а Владимир стал одним из самых известных в городе фотографов, оставив 12 бесценных фотоальбомов с видами Ярославля.

Богоугодные дела
Торговлей Павел Лопатин занимался практически в одиночку, но не без успеха. Наставало время подумать и о собственном производстве. В 1861 году он приобрел ситценабивную фабрику у купца из Вознесенского посада (в будущем город Иваново-Вознесенск), и это предприятие, остававшееся в руках Лопатиных вплоть до революции, стало основой семейного дела.
При этом как на посту городского головы, так и в течение всей жизни Павел Иванович уделял огромное внимание благотворительности и «богоугодным» делам. Он выступал попечителем кафедрального Успенского собора, помогал епархиальному училищу, а священник А. Тальянов писал о Павле Ивановиче: «Наши приходские храмы служат лучшими памятниками его усердия. Они обязаны ему своим настоящим благолепием и благополучием».
В целом же в Ярославле XIX века, пожалуй, не было ни одного благотворительного учреждения, не знавшего щедрости Лопатиных. Представители этой купеческой династии состояли в Комитете попечительства о слепых, поддерживали сиротские приюты, местный комитет российского Красного креста и общину сестер милосердия.

Теперь – кузен
Стоит ли удивляться, что следующим ярославским городским головой вновь стал представитель столь деятельной и авторитетной семьи – Яков Семенович Лопатин. Своему предшественнику он приходился кузеном, продолжая линию Семена Яковлевича, умершего от холеры. Потеряв во время эпидемий не только отца, но и старшего брата, Яков Семенович сумел продолжить бизнес, возглавив торговый дом «Я., Е. и А. Лопатины».
Оборот фирмы поначалу был небольшим, но постепенно семья вступила в I гильдию. В 1854 – 1857 годах Яков Семенович был бургомистром городского магистрата, а с 1863 года сменил двоюродного брата на посту городского головы. Как и Павел Лопатин, он заботился о насущных нуждах малообеспеченного населения: стараниями Якова Семеновича в Ярославле были открыты Духовская церковно-приходская школа и городской приют для сирот. Пробыв в должности два года, он участвовал в подготовке к осуществлению судебной реформы и даже принимал в Ярославле цесаревича Николая Александровича – старшего брата Александра III.

Меценат, «холодный на вид»
С середины 60-х годов XIX века семья Якова Лопатина, продолжая жить в Ярославле, уже числится в рядах московского купечества. Впоследствии им будет принадлежать собственная фабрика в Подмосковье, а племянники Якова Семеновича, женившись на дочерях фабриканта Локалова, получат в наследство знаменитую льняную мануфактуру в Гаврилов-Яме. Именно эта ветвь Лопатиных добьется наибольшей известности в России, но с земляками и родным городом Яков Семенович не расстанется никогда.
«Коренной житель Ярославля. С 12 лет сирота, сам нажил состояние» – так говорилось о нем в некрологе. Одним из немногих ярославских купцов Яков Семенович удостоился высокого звания – «коммерции советник». С 1868 года он более десяти лет оставался в Ярославле почетным мировым судьей, а горожане знали его как щедрого мецената, «холодного на вид», но делавшего немало добра, подававшего «тихую милостыню» и без лишних слов служившего на благо родного города.

ФОТО из архива автора

Автор: Мария АЛЕКСАНДРОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать