00:44
пятница,
19 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
20 сентября 2017

Хранители истории

Когда в 2014 году Крым вновь стал российским, ярославские архивисты первыми предъявили стране Указ Екатерины II о присоединении Крымского полуострова. Сразу со всех уголков Родины затрезвонили телефоны. Звонили даже из Ямало-­Ненецкого округа. Всем было интересно знать, как ярославцы оказались впереди архивов всех, если оригинал указа хранится в Санкт­-Петербурге.
Начальник управления по делам архивов правительства Ярославской области Евгений Гузанов и директор Государственного архива Ярославской области Евгений Шайхудинов объясняют, почему ярославские архивисты такие быстрые и почему ярославские архивы по-прежнему одни из самых передовых в России.

Как это было

Сначала краткий экскурс в работу ярославских архивов. Регулярное архивное дело существовало в России с XVIII века, но централизовано не было. Для разбора накопившихся в Ярославле документов в 1889 году была создана Ярославская губернская ученая архивная комиссия (ЯГУАК) во главе с директором Демидовского лицея Сергеем Михайловичем Шпилевским. За 30 лет работы комиссия разобрала более 3,5 тысячи книг, 300 тысяч дел и 9 тысяч столбцов. Столбцы – это вид документов России XIV – XVII веков, написанных на склеенных в ленту бумажных полосах. Хранились они в свернутом виде.

После социалистической революции архивное дело было централизовано. Появился Главархив, а в Ярославле его губернское бюро. В феврале 1919 года охрану и разборку пострадавших от революции и мятежа ярославских архивов поручили комиссии во главе с первым уполномоченным Главархива, ярославским ученым и краеведом Нилом Григорьевичем Первухиным. Дело было непростым. Часть документов погибла в пожарах, оставшаяся хранилась в соляном амбаре – без стекол, с худой крышей, который стоял во дворе здания присутственных мест. Архивы мокли под дождем и расхищались горожанами на растопку. Лишь в конце 1922 года удалось получить под архив здание бывшего Духовного училища на территории Спасо-Преображенского монастыря, а в 1924 году – бывшую Тихоновскую церковь.

В 1925 году Центрархив утвердил положение о едином Государственном архивном фонде, согласно которому все документы по времени возникновения разделялись на до и послереволюционные, а по происхождению – на центральные и местные. В соответствии с положением в 1926 году в губернии появились Архив Октябрьской революции и Исторический архив.

Далее в советское время архивное дело успешно развивалось, число архивов росло. Сейчас управлению по делам архивов правительства Ярославской области подчиняются Государственный архив ЯО на улице Советской с филиалами в Ростове, Рыбинске и Угличе и два ярославских филиала: «Центр документов по личному составу» на проспекте Авиаторов и «Центр документации новейшей истории» на проспекте Октября. Кроме того, в каждом районе области есть свой муниципальный архив. Всего их 20.

Сейчас наш архивный фонд включает 4,5 миллиона единиц хранения. Из них 800 тысяч дореволюционных, начиная с XVI века, остальные – советского периода. Это документы, книги, кино, фото и аудио. Среди них есть даже 16 уникальных, единственных в России и в мире документов. К примеру, запись в церковной книге о рождении русского флотоводца Федора Ушакова. Долгое время считалось, что причисленный к лику святых праведный воин не имеет отношения к Ярославлю. Оказалось, имеет, родился он в сельце Бурнаково Рыбинского района.

Впереди архивов всех

Вернемся к удивившему страну Указу Екатерины II. Тогда ярославцам помогла электронная система. С 2007 года ярославские архивисты создали лабораторию по оцифровке документации. В первую очередь оцифровывались редкие и часто используемые документы. Такие как метрические книги, перепись населения, ревизские сказки, которые нужны для составления родословных. К 2014 году значительная часть работы была проделана и создан электронный рубрикатор дел. Потом архивистам достаточно было набрать в поисковой системе слово «Крым» и моментально получить информацию. А дальше пойти в хранилище и извлечь нужный документ. Конечно, это был не сам Указ Екатерины, он действительно в Петербурге. То был оригинальный список с него. В те времена царские указы рассылали по городам и весям, а священно­служители их переписывали и доводили до паствы. В Ярославле сохранился именно такой документ.

Оцифровку архивных фондов ярославцы начали одними из первых в стране. Электронных архивов в таком объеме нет даже в Москве. Кроме Ярославля они существуют только в Санкт-Петербурге, Пермском крае и Самарской области. Эти регионы вырвались вперед, и у них учатся. Самым передовым в деле оцифровки считается муниципальный архив Ярославля на улице Елены Колесовой. К ним приезжали учиться даже москвичи.

– К сожалению, огромный объем документации этого архива нельзя показывать в электронном читальном зале, – объясняет Евгений Гузанов. – Архив собирает информацию по личному составу, а по закону личные данные раскрывать нельзя.

Удаленный электронный читальный зал заработал в Государственном архиве ЯО чуть более года назад. До этого тоже можно было смотреть электронные документы, но не удаленно, а только в читальном зале на улице Советской. Сейчас в удаленном читальном зале зарегистрировались 1217 человек из 58 регионов. Больше всего из Москвы, Петербурга, Вологодской, Костромской, Самарской, Нижегородской, Ивановской и Ленинградской областей. Зарегистрироваться в электронном зале, называется он АИС «Архив», через портал госуслуг могут все желающие.

Если документ заинтересовал, можно получить на свой компьютер его электронный образ. Стоит это 107 рублей за 5 дней.

Плюсы и минусы цифры

Электронный читальный зал подарил архиву благоденствие. До него «физический» читальный зал в год посещали 800 человек, которым выдавалось 20 тысяч дел. Теперь число выданных дел выросло в 2,5 раза, при этом стало легче. Так, за прошлый год было выдано 18 тысяч дел «на бумаге» и 29 тысяч – в электронном виде. Кроме того, архивистов радует снижение нагрузки на бумажные документы. Они изнашиваются, а архивная реставрация предполагает не восстановление утраченных частей, а лишь укрепление документа, чтобы он не рассыпался в прах.

Но минусы цифровой эпохи для архивов все же есть. Архивное дело стоит на трех китах: комплектование, хранение и использование фондов. Если с двумя последними стало проще, то с комплектованием – сложнее. В архив попадают документы обязательного хранения от различных органов власти, от предприятий по личному составу (они нужны, например, для подтверждения стажа работы при начислении пенсий). Также в архив принимаются личные фонды. Значимость таких фондов должна быть подтверждена экспертизой. Это может быть интересная переписка, как, например, ростовских купцов Титова и Шлякова с художником Верещагиным, или записки об историческом событии, например, мятеже 1918 года, которые через столетие интересны любому человеку. Либо же это фонды масштабной личности. Например, в архиве хранится комплект документов, собранных заслуженным врачом Борисом Лозинским по истории ярославской медицины, их он передал в апреле этого года. Или историка Михаила Мейеровича, сыгравшего важную роль в образовании Ярославского музея-заповедника.

Так вот до сих пор вся переписка велась на бумаге. Сейчас – в электронном виде. Архивисты предчувствуют беду с комплектованием.

– Надеюсь, Росархив разработает единые правила игры. Наработки уже есть, – говорит Евгений Гузанов. – Но пока большой вопрос, в каком виде принимать электронные документы, фотографии и все остальное.

Еще одна проблема: как сделать единым удаленный читальный зал. Сейчас четыре существующих в России зала работают по своим правилам, сами по себе. Чтобы поработать с ярославскими делами, надо зарегистрироваться в АИС «Архив» Ярославль, а с нижегородскими соответственно в Нижнем Новгороде. Неудобно. Впрочем, ярославские архивисты, кстати, одни из первых, уже проводят конференции на эту тему. Значит, шанс решить проблему и остаться в лидерах архивного дела у Ярославля высок.
Автор: Елена Солондаева
Фото автора

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать