09:01
пятница,
19 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
14 апреля 2010

А Дунайку спрятали в трубы

Евгений ЖОРНИКОВ и Владимир ДОРОГОВ только вышли из кабинета первого секретаря Ярославского обкома КПСС. Стояли у двери, в руках был указ Президиума Верховного Совета РСФСР об образовании в Ярославле Фрунзенского района. А в ушах еще звучало лощенковское: «Идите и создавайте район. Ты, Евгений, будешь председателем райисполкома, а ты, Владимир, возглавишь райком партии». Район номер пятьВ 1975 году в Ярославле было четыре района: Кировский, Ленинский, Заволжский и Красноперекопский. Последний был очень большой и поэтому трудноуправляемый. Тогдашний главный коммунист области Федор Лощенков за полгода пролоббировал в Москве разделение района. Не мудрствуя лукаво, нож административной реформы прошелся по Московскому проспекту. Все, что слева (если стоять лицом к выезду из города), стало Фрунзенским районом, а то, что справа, осталось Красноперекопским. Была идея назвать его Закоторосльным, но выговаривать такое трудно. Приволжский район – тоже не прошло, схожий по названию Заволжский уже существовал. И раскопали в архивах информацию, что был у нас когда­то в городе полководец Михаил Фрунзе. Заезжал в Красноперекопский район. Военачальник он был знатный, имя на слуху, в честь него города и улицы называли, что же району его фамилию не дать.   

Первым делом пошли по новоиспеченному району искать помещение под райком партии и райисполком. Дорогов договорился, чтобы ему отдали второй этаж общежития железнодорожного техникума. А вот главе райисполкома пришлось тяжелее: дом никак не находился, но однажды вечером Евгений Жорников зашел в школу рабочей молодежи и увидел, что там по два­три человека в классах сидят. И постановил переехать им в 16ю школу, а помещение отдать. Здание было деревянное, ветхое, старое, с собственной котельной.

А дальше надо было искать кадры. Бывшему третьему секретарю райкома Евгению Жорникову пришлось с нуля создавать отделение милиции, прокуратуру, отдел образования. Пошел к начальнику УВД, областному прокурору, те подобрали кандидатуры. Согласовали их и замов, и одной проблемой стало меньше. Силовики уже дальше самостоятельно набирали штат по собственному усмотрению. 

Евгений Жорников вместе с главой области Федором Лощенковым и секретарем райкома партии Владимиром Дороговым ездили по району и выбирали место для строительства здания райкома партии и райисполкома. И в конце концов выбрали на пересечении нескольких дорог, недалеко от Московского проспекта, где сейчас и находится администрация района, и в этом же году заложили фундамент. Надо было официально район регистрировать, а это могли сделать только депутаты. В Красноперекопском районе было 250 народных избранников. Собрали тех, кто баллотировался от тех территорий, что стали теперь новым районом: получилось как раз ровно половина. И 31 марта 1975 года депутаты собрались и проголосовали за создание района.

Ворота города

Плюсы и минусы разделения сразу почувствовали красноперекопцы и фрунзяки, как их ревниво называли бывшие земляки.

– Раньше за каждым инструктором райкома КПСС было закреплено по 50 предприятий. Он даже и обзвонить их не успевал, а сейчас нагрузка уменьшилась двое. Вот, к примеру, директора комбината «Стройдеталь» и на совещание руководителей предприятий иногда забывали пригласить, а в новом районе его предприятие вышло на ведущие роли, – рассказывает Евгений Жорников.

Красноперекопцы «вдруг» обнаружили, как Украина после расставания с Россией, что львиная доля ударных предприятий оказалась в соседнем районе: радиозавод, судостроительный и электровозоремонтный заводы, молококомбинат, мясокомбинат, пивзавод, все торговые базы…

Зато фрунзенцы сразу стали выигрывать. Очередь к чиновникам на прием стала вдвое меньше, началось бурное строительство. Ведь Фрунзенский район – «ворота города».

Поэтому первым делом молодая власть стала сносить старые дома и строить новые, что, безусловно, радовало жителей. А вовторых, в районе стали заниматься чистотой.

Глава района внедрил практику, которой не было еще нигде в городе. Он собирал руководителей фрунзенских предприятий, заказывал комфортабельные автобусы и 3 часа ездил по всему району. Каждое предприятие тогда брало шефство над каким­нибудь участком района. И если на подшефном участке стоял покосившийся забор или криво висела вывеска, то ответственный тут же краснел, бледнел, получал задание все исправить. И на следующей неделе в авторейде было уже видно, справился он с проблемой или нет. Както первый секретарь обкома партии повез гостей города кататься по Волге. И они увидели горы мусора на берегах Волги и Которосли. Живущие у водных артерий люди превратили берега рек в свалки. Лощенков «поднял в ружье» Жорникова, тот разбудил грузовое АТП и САХ. Все тут же убрали, но с тех пор Евгений Петрович взял за правило делать инспекцию берегов с речного трамвайчика. И изредка осматривал территорию района с воздуха. Очень повезло району в том, что на его территории находилось «Спецавтохозяйство».

– Едешь на уборку в центр или оттуда – сделай небольшой крюк, почисти по ходу у нас в районе, – просил Жорников директора САХ. А как откажешь?

Поэтому ежеквартальные знамена победителей соревнований по благоустройству постоянно стояли в кабинетах Фрунзенского райисполкома.

Клубничная дорога жизни

Фрунзенцы стояли на отшибе, и проехать к ним было довольно неудобно. Надо было строить дорогу, которая, как локомотив, потянет за собой весь район. Километр дороги построить в те годы стоило миллион рублей! Бешеные тогда деньги, а строить предстояло 7 – 8 километров автомагистрали. Пришлось задействовать административный ресурс. В речном порту брали песок, потом на самосвалах его везли и сыпали прямо на клубнику. Жители района незаконно развели огородики на месте строительства дороги, и их ягодыовощи пали жертвой прогресса. К строительству привлекали практически все предприятия и даже военных. И все за «спасибо».

Пришлось задействовать птицу самого высокого полета на Земле – Валентину Терешкову. И вот, пользуясь старыми связями, глава района обратился к председателю Комитета советских женщин Валентине Терешковой. Ее влияние тогда, как, впрочем, и сейчас, было огромным. Она с директорами судостроительного и радиозавода шла к министрам судостроительной промышленности и средств связи. Ведомства были небедные и давали ярославцам деньги на строительство. Большая проблема состояла в том, чтобы убрать внутреннюю железную дорогу, которая связывала разные комбинаты с торговыми базами, но СЖД сделало и это. И самой большой проблемой стала река Дунайка. Надо было ее спрятать в трубы двухметрового диаметра, которые делали только в одном месте. А там очередь на сто лет вперед. Поехали и взяли туда дефицитные алюминиевые изделия, чтобы выменять на «футляры» для речки. Фрунзенскую автомагистраль построили за три года – примерно столько же строили здание райисполкома и райкома партии. Никто не верил, что за такой срок можно завершить такую стройку. После этого район стал развиваться ускоренными темпами.

А когда четыре года спустя создавался Дзержинский район, то будущие его руководители приезжали перенимать опыт, и им уже было гораздо легче.

Автор: Владимир Кобылинский

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать