02:59
суббота,
20 апреля 2024 г.
4.95
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
3 февраля 2010

И американский, и Московский…

Около 190 лет ярославцы пользуются мостом через Которосль. Самый старый мост в Ярославле сейчас переживает свое очередное перерождение. К концу зимы строители должны сдать тот его участок, который реконструируют сейчас, затем приступят к следующему участку. И летом, накануне 1000-летия города, мы сможем проехать по обновленному мосту. Это будет его уже пятая жизнь.Это медленное движение в пробке, ожидание зеленого сигнала светофора, разрешающего въезд на мост! Успокаивает лишь одно – неудобство временное, его осталось потерпеть всего­то несколько месяцев. И тогда красавец мост через Которосль станет шире, удобнее, по нему быстрее и без лишних помех можно будет проехать.   

Какая уже это по счету перестройка моста через Которосль? С середины XIX века он менял свой облик несколько раз, а вместе с этим получал новое название. Но, пожалуй, не изменить только одного – его возраста: мост через Которосль – самый старый в Ярославле.

Он не мог не появиться. На противоположном берегу Которосли начиналась дорога от Ярославля до Москвы – важный торговый и геополитический путь, существовала она с незапамятных времен. Когдато дорога была грунтовой, а в середине XIX века ее замостили булыжником. Но до нее надо было еще добраться!

«Весенний разлив Волги и Которосли, затопляющий недель на шесть все низовье по берегам этих рек на большом пространстве, всегда производил величайшие затруднения в переправе через этот залив, особенно во времена ледохода. Не говоря о временах отдаленных, даже в первой половине XVIII столетия переправа здесь производилась на лодках и паромах», – так описаны причины постройки моста в «Путеводителе по Ярославской губернии», изданном в 1859 году. О том, что через Которосль был устроен мост на барках во времена губернаторства Михаила Голицына, то есть в первой четверти XIX века, упоминает и доктор исторических наук Виктория Марасанова в книге «Ярославские губернаторы».

Еще двести лет назад стационарного моста через Которосль не было. В 1821 году купец Порфирий Оловянишников дал деньги на строительство деревянного моста на сваях. Тогда он приобрел продолжительность, близкую к нынешней – «через Которосль и на всем протяжении весеннего разлива ея». Но сооружение было узким, деревянные опоры моста часто рушились, поэтому уже через несколько лет пришлось искать другие пути решения переправы через Которосль. И в 1831 – 1832 годах на правом берегу Которосли уже обветшавший деревянный мост был заменен земляной насыпью с тромбованным шоссейным полотном. Ее бока обложили крупным булыжником. Для свободного протока воды весной в насыпи была предусмотрена арка «из крупного дикого камня» высотой 12 метров. Ее спроектировал и соорудил крепостной крестьянин Емельян Орлов. И ведь как умело соорудил – эта арка до сих пор исправно служит! Частично строительство земляной насыпи и арки финансировалось из «доходов Ярославля». Большая же часть средств – «из доброхотных пожертвований от дворян, купцов и ремесленной цеховой управы». Словом, это была настоящая городская дамба.

Какое-то время после постройки дамбы берега Которосли связывал плавучий мост. Но его грузоподъемность была невелика, повозки задерживались, и перед въездом на мост образовывались, говоря современным языком, пробки. Так пришли к идее строительства «механического», то есть железного, моста. Мост был крытый, такая система мостостроения называлась американской. И в народе новый мост быстро окрестили американским.

«Постройка моста через Которосль, начатая соборным молебствием 15 августа 1851 года, совсем уже окончена. 26 февраля, в день рождения Его Императорского Высочества, Благоверного Государя Великого Князя Александра Александровича, после литургии с благодарственным молебствием, совершенной в Спасо-Преображенском монастыре соборне преосвященнейшим архиепископом Ярославским и Ростовским Евгением, предпринят был из монастыря крестный ход на реку и на середине нового моста в присутствии высших сановников города и при многочисленном стечении народа, покрывавшего берег и дамбу, совершен водосвятный молебен, в заключение которого, по окроплении моста святою водою, возглашено многолетие Государю Императору и Августейшему Дому. За два дня перед открытием моста произведено было испытание прочности постройки наносными тяжестями; опыт оказался вполне удовлетворительным. Будущею весною предстоит еще проба, естественная, при вскрытии Волги и Которосли; но заслуженная известность мостов американской системы, по которой сооружен мост ярославский, ручается за стойкость его и в предстоящей борьбе с наводнением. Стоит поздравить Ярославль с этой обновой! По громадности работ и укреплений – это твердыня, по легкости и красоте стиля – премилая игрушка, по ценности сооружений – одно из лучших украшений города», – писала газета «Ярославские губернские ведомости», сообщая о столь важной городской новости. Новый мост обошелся в сто тысяч рублей ассигнациями, деньги пожертвовали Ростов и Углич – по 50 тысяч каждый.

Новый мост действительно оказался «твердыней». По его образу и подобию в 1873 году был построен мост через Москву­реку. В Ярославле же «американец» простоял больше ста лет! Он пережил многое – первую мировую войну, революцию, белогвардейский мятеж, вторую мировую. И только в 1961 году его демонтировали.

А год спустя был построен современный железобетонный мост через Которосль. Назвали его Московским – наверное, потому что начинал Московский проспект, переходящий в магистраль до столицы. Старожилы, вероятно, помнят, что через этот мост проходили трамвайные пути – по нему курсировал трамвай второго маршрута. Но в середине 70х годов центр решено было освободить от трамвайных рельсов. Говорят, когда закрывали трамвайное движение, пути на мосту заасфальтировали за одну ночь. Их демонтировать не стали, лишь забросали асфальтом и как следует укатали.

Теперь же мост переживает свое очередное перерождение. Каким он станет? Скоро увидим.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Из истории»

Читать