19:41
четверг,
28 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
22 марта 2017

В санитара не стреляют даже на войне!

Количество нападений на врачей  растет по всей России. Ярославль не является исключением: только в нынешнем году зафиксировано 5 инцидентов, где медикам «скорой помощи» угрожала опасность. Агрессии со стороны пациентов подвергался и персонал больницы СМП имени Соловьева. Что это? Цепь случайных совпадений или закономерность? И как защитить медицинский персонал?

Пьют и бьют

Экстренная медицинская помощь в нашей стране гарантирована Конституцией. Предоставляется она любому гражданину, будь он пьяный, одурманенный наркотиками или «скорбный на голову». Именно поэтому на острие атаки неадекватных граждан находятся медики из бригад «скорой помощи». В нынешнем году только в Ярославле было совершено пять нападений почти по одному и тому же сценарию.
Два инцидента произошли во Фрунзенском районе 23 февраля. Одна бригада пришла на помощь пожилой женщине 67 лет от роду, которая лежала на снегу вблизи автобусной остановки и не подавала признаков жизни. Решение госпитализировать гражданку дорого обошлось медикам – еще до того момента, как потерпевшую от «зеленого змия» ярославну поместили в автомобиль, она пришла в себя и довольно чувствительно огрела одного из докторов кулаком.

Второй пациент очнулся в машине «скорой» и тут же нанес сотруднице бригады удар такой силы, что женщина оказалась на больничной койке с черепно-мозговой травмой. От более тяжких повреждений медика спас водитель «скорой помощи», скрутивший внезапно «ожившего» пациента. По словам пострадавшей, момент прихода пациента в себя она определить не смогла – все произошло внезапно. К тому же спиртным от него явно не пахло, что помешало отнестись к этому больному с осторожностью…
И опять-таки во Фрунзенском районе, на улице Гоголя, в магазин вошел человек со следами побоев на лице. Сердобольные граждане вызвали «скорую». Дальше та же картина: удар по лицу – досталось, заметим, снова женщине-фельдшеру, задержание злоумышленника, для чего пришлось привлекать силы Росгвардии. В отношении драчуна составлен протокол, он направлен для рассмотрения в суд. Речь идет об административном правонарушении по ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство». Получается, что отделается сей «герой» в самом худшем для него случае административным арестом сроком на 15 суток. Сложно представить, что это чему-то его научит…

Каждому врачу – по шокеру?

– Мы не знаем, чем вызвана такая вспышка агрессии в отношении наших сотрудников, – прокомментировал ситуацию главный врач станции «Скорой помощи» Андрей Живой. – В прошлом году нападений на медиков не было вообще, в 2015-м зафиксирован один случай. Что происходит в нынешнем – непонятно. Ясно только, что нападают люди, находящиеся на самых низких ступенях социальной лестницы, и, как правило, в состоянии либо алкогольного опьянения, либо наркотического. Тут можно только пожалеть о том, что отменена система медицинских вытрезвителей. Когда она работала, бремя первоначального общения с этим контингентом несли представители силовых структур. И только если задержанным требовалась экстренная медицинская помощь, подключались мы. Но в присутствии милиционеров лихой народ вел себя куда более скромно.

Сейчас коммуникация между силовиками и докторами ограничивается тревожной кнопкой в каждой машине. Сигнал поступает на пульт дежурного, и тот вызывает бригаду полиции. Правда, даже если полицейские разовьют запредельную скорость, шансов защитить медиков у них будет немного – пока доедут, убить можно, не то что избить.

Ситуацию могло бы исправить комплектование бригад «скорой помощи» большим количеством дюжих мужчин, но среди них желающих работать на экстренных вызовах немного – сегодня штат на 70 процентов укомплектован именно представительницами прекрасного пола. Поэтому, как ни старается руководство «Скорой» хотя бы на ночные выезды отправлять мужчин, этот «тришкин кафтан» идеально скроить не получится. А возможность вооружать своих сотрудниц электрошокерами или перепрограммировать для этого дефибрилляторы – некие шутники предложили такую идею – Андрей Иванович даже обсуждать не желает.

– Это не наша миссия – урезонивать и обезоруживать пациентов, – пояснил он. – Мы должны заниматься прямо противоположным делом – возвращать их к жизни. И я здесь не вижу «силового» решения проблемы, по крайней мере, с нашей стороны. Нужно менять отношение к медицине в корне. Ведь даже на войне считалось низостью стрелять в санитара, который выносит раненых с поля боя.

Звенья одной цепи

С коллегой солидарен и заведующий приемным отделением больницы Скорой медицинской помощи имени Соловьева Александр Корнилов. Именно в приемное отделение больницы Соловьева бригады доставляют пациентов. Иной раз, впрочем, они приходят и сами. Иногда в компании подвыпивших друзей, которые просто убеждены, что доктор все делает не так. К примеру, недавно такому пациенту с резаной раной бедра в травмпункте пытались оказать помощь. Больной почему-то воспылал ненавистью к доктору, зашивавшему ему ногу. И дважды ударил медика по голове. Серьезного вреда не нанес, но работу свою врач заканчивал уже в присутствии сотрудников полиции, что охладило пыл драчуна. А ведь, кстати, были времена, когда наличие стражей правопорядка в больницах считалось нормой.

– С начала девяностых годов и приблизительно до начала XXI века дежурство представителей милиции в приемном отделении больницы было штатным и постоянным, – вспоминает Александр Корнилов. – Под контролем правоохранительных органов, находящихся при исполнении служебных обязанностей, хулиганам было не разгуляться. К сожалению, ряд реформ, проведенных в силовых структурах, лишили нас такой возможности.

Случаи насилия в отношении медиков – резонансные. Они заставляют всерьез задуматься над тем, как обеспечить врачам возможность для спокойной, а значит, и более эффективной работы. И тут дело не только в физической агрессии пациентов. В приемных покоях все чаще происходят инциденты, пусть и не приводящие к насильственным действиям, но явно показывающие, что наше общество становится все более нетерпимым. Понятно, что от больного человека трудно требовать объективности, но поток голословных обвинений, направленных в адрес медицинского персонала, ни к чему хорошему не приведет. Все больше врачей задумываются о том, правильный ли путь в жизни они выбрали, когда давали клятву Гиппократа…

– В информационном поле медики появляются в трех случаях, – развил эту мысль Александр Корнилов. – При совершении ими врачебной ошибки, при правонарушении в сфере коррупции и тогда, когда они сами становятся объектом агрессии пациентов. Я полагаю, что все это звенья одной цепи. Не хотят СМИ писать и снимать сюжеты о хороших врачах, о профессии медика. Если бы население больше узнавало о нас как о людях, которые спасают жизни и возвращают пациентам здоровье, агрессия пошла бы на спад.

Так или иначе, а дело спасения медиков от неадекватных пациентов постепенно переходит из проблем сугубо отраслевых в проблемы социальные. И здесь важно помнить: чем быстрее мы начнем эти проблемы решать, тем больше шансов сохранить медицинские службы «переднего края». Иначе может настать тот день, когда «скорая» не приедет ни через час, ни через два, ни через три. Работать будет некому.
Автор: Анатолий Кононец

Комментарии

Другие новости раздела «Здоровье»

Читать