09:29
суббота,
20 апреля 2024 г.
2.74
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
2 июля 2015

Стоит ли бояться солнышка?

Буквально на днях на одном из «мамских» форумов я прочитала, что солярий очень полезен для укрепления иммунитета ребенка после болезни. Это утверждение вызвало жаркие споры. Однако даже самые ярые противники посещения детьми  солярия не говорили о том, что искусственный ультрафиолет может негативно повлиять и на здоровье взрослых. Впрочем, как и естественный.  Сторонников загара оказалось великое множество. Может быть, и в самом деле не стоит бояться солнышка, а все разговоры о том, что солнечные ожоги даже при большом количестве родинок на теле могут вызвать самые серьезные последствия, –  преувеличение? Мой собеседник – онколог МУЗ «Поликлиника № 2» Юлия КОВАЛЕВА.

– Юлия Павловна, мода на загар, как выяснилось, так и не прошла. Поэтому в разгар сезона летних отпусков хотелось бы узнать ваше мнение о длительности и безопасности пребывания на солнце.
– Загар – это патологическая, нездоровая реакция кожи на ультрафиолет. Пребывание на солнце в часы его максимальной  активности вредно и опасно, ультрафиолетовые лучи признаны ВОЗ канцерогеном. Солярии также очень опасны. Во многих странах запрещено их посещение до достижения детьми 18 лет. Риск заболеть меланомой у любителей соляриев повышен в 6 раз!
– Меланома – это рак кожи?
– Да, одна из самых опасных опухолей. Количество пострадавших от этого заболевания неуклонно растет. В Ярославской области заболеваемость меланомой за последние 10 лет выросла на 23%. А в США – на 199% за 35 лет. Несмотря на то что это опухоль кожи, которую, казалось бы, видно невооруженным глазом, диагноз часто ставится на поздних стадиях, а пятилетняя выживаемость при четвертой стадии всего 5%.
– Почему?
– Такая драматичная ситуация, во-первых, связана с тем, что меланома очень плохо поддается лечению. За последние несколько лет медицинская наука  продвинулась в понимании биологии этой опухоли, создано несколько лекарственных препаратов, но они эффективны всего для 10% пациентов. А во-вторых, ситуация сложная еще и потому, что люди не спешат показаться специалисту. А ведь успех здесь прямо пропорционален стадии заболевания. С 1-й стадией меланомы 5 лет проживут 95% пациентов.
Надо признать одну простую вещь – сам человек не в состоянии определить характер невуса (родинки) или подозрительного пятна, поэтому все «непонятное» следует показать врачу. Под «непонятное» чаще всего попадают родинки размером больше 6 мм, имеющие пеструю или черную окраску, несимметричные, с размытым контуром, кровоточащие или мокнущие.
– А чем родинки отличаются от папиллом?    
– Папилломой  принято называть любые выступающие над кожей образования: родинки, бородавки, кератомы... Родинки, или пигментные невусы, – это доброкачественные образования кожи. Количество родинок чаще определяется наследственностью. Врожденные невусы, или родимые пятна, – это порок развития плода. Они могут быть очень разными: розовыми или черными, плоскими или выпуклыми; иметь размер 1мм  или покрывать большую часть тела.
Еще одна причина появления родинок – это ультрафиолетовая радиация. Солнечные ожоги с пузырями очень опасны в любом возрасте. Есть данные, что использование солнцезащитных кремов значительно снижает количество родинок. К счастью, у детей очень низкая вероятность развития рака из невусов, всего 0,75 на миллион. Некоторую опасность могут представлять только очень большие врожденные родинки размером больше 10 см.
– Вы упомянули некие кератомы. Что это?
– Кератомы выглядят как множественные неприятные на вид шершавые пятна, чаще серо-коричневого цвета. Они – спутники пожилых людей, хотя начинают появляться уже после 30 лет. Это наследственная патология.  Появление кератом никак не связано с плохой работой печени и отложениями холестерина – это  предубеждение некоторых моих коллег. Кератомы не имеют злокачественного потенциала, то есть не перерождаются в рак кожи.
Практически у всех взрослых есть гемангиомы – это абсолютно доброкачественные образования на коже в виде красных точек или бугорков размером от миллиметра и  меньше  до 1 сантиметра.
– Получается, у всех без исключения какие-либо выступающие на коже образования имеются. В каком же тогда случае стоит обратиться к специалисту? К какому? Сразу же к онкологу? Или сначала к дерматологу?
– Обращаться к врачу нужно в том случае, если вам непонятен характер ваших образований или вдруг появилось что-то новое. Особенно это касается пожилых людей, так как именно они чаще всего страдают от злокачественных опухолей. Обратиться можно и к участковому врачу, он при необходимости направит пациента к дерматологу или онкологу. Главное, не ждать, что все пройдет само.
– А какие методы удаления родинок существуют на сегодняшний день? Что предпочтительнее?
– Методов достаточно много: хирургический, лазерный, радиоволновая электрохирургия, крио-
деструкция. Говорить о предпочтениях какого-то из них трудно, это процесс совместного принятия решения врачом и пациентом, это вопрос доверия. На мой взгляд, лечиться можно только у того специалиста, которому вы доверяете. В современной медицине процедура удаления родинок проста и не накладывает никаких ограничений на последующий образ жизни пациента. Врач делает обезболивающий укол рядом с образованием, затем удаляет (замораживает, срезает, испаряет – в зависимости от выбранного метода) родинку. Весь процесс занимает несколько минут. Удаление доброкачественных образований кожи не покрывается полисом ОМС, это платная процедура. Так что возможность выбора здесь шире.
– Может быть, проще сдать анализ на так называемые онкомаркеры? Если он покажет, что есть опасность, тогда уж и идти удалять родинку?
– Онкомаркеры не используются для диагностики меланомы,  они вообще имеют ограниченное применение. Более того,  повышение их уровня не означает, что у человека рак. Подобные показатели могут быть и при доброкачественных опухолях, и при воспалительных заболеваниях. Мне определиться с диагнозом помогает дерматоскопия. Это абсолютно безболезненный метод обследования родинок с помощью специального прибора, который подсвечивает и увеличивает в несколько раз объект исследования и позволяет поставить диагноз.

МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Чем раньше у ребенка появятся родинки, тем большая опасность их последующего перерождения в рак.
Нет, это не так. Все врожденные невусы появляются в первый год жизни. Меланома у детей – очень редкое заболевание.

Родинки лучше не трогать, удалишь – запустишь процесс.
Удаление родинок не запускает процесс их перерождения. От этого нельзя умереть. Люди умирают от меланомы, потому что обращаются к врачам с уже запущенной стадией болезни.

Если у кого-то из  родственников был рак кожи, то он, скорее всего, будет и у других членов семьи.
Рак кожи почти не связан с наследственностью, главная причина его появления – это повреждение кожи ультрафиолетовой радиацией. Однако высокая вероятность развития меланомы все же есть у людей, имеющих заболевшего меланомой родственника первой степени (мать, отец, сестра, брат). Наиболее опасен синдром множественных диспластических невусов. Для этого наследственного синдрома характерно большое количество родинок (более 50), многие из которых больше 6 мм, несимметричные, пестрые. Такие пациенты нуждаются в постоянном наблюдении онколога или дерматолога.

Удалять родинки и папилломы больно, после этого остаются ужасные шрамы или следы от ожога.
Удаление любых образований кожи производится после анестезии и абсолютно безболезненно. Чаще всего после удаления небольших образований – до 5 мм – через несколько месяцев не остается даже следа, указывающего на то, что была проведена медицинская манипуляция.
Все образования, которые врач считает подозрительными, отправляются на гистологическое исследование, их изучают под микроскопом. Кератомы, мягкие фибромы, бородавки, мелкие гемангиомы в биопсии не нуждаются.

ФОТО с сайта fashiongu.ru

Автор: Марина ИЛЬИНА

Комментарии

Другие новости раздела «Здоровье»

Читать