14:05
четверг,
25 апреля 2024 г.
11.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
18 июля 2012

Сергей ВУНДЕРВАЛЬД: При оплате труда врачей не должно быть уравниловки

Каким образом можно решить проблему кадрового дефицита в здравоохранении? Будут ли в Ярославле проводиться высокотехнологические операции? Планируется ли в городе строительство новых лечебных учреждений? Эти и другие вопросы наш корреспондент задал директору областного департамента здравоохранения Сергею ВУНДЕРВАЛЬДУ.

– Сергей Людвигович, до назначения на должность директора департамента здравоохранения вы работали главным врачом второй клинической больницы города Ярославля. Как со стороны практикующего врача вам видится ситуация, сложившаяся сегодня в региональном здравоохранении?

– Отвечу так: ничего неожиданного, став директором департамента, я для себя не открыл. Как работает система городского здравоохранения, я знаю давно, как функционирует сельская, не представлял, но догадывался. Где-то ситуация чуть хуже, где-то лучше, но говорить, что на селе все совсем плохо, нельзя. Однако и сказать, что проблем никаких нет, я тоже не могу.

- У нас в регионе доступность и качество медицинской помощи не на самом высоком уровне. Как вы собираетесь решать эту проблему?
– Непростой вопрос. Проблема такая действительно есть, но каких-то быстрых способов изменения ситуации в лучшую сторону пока не существует. Я бы сказал, что для ее решения нам потребуется многокомпонентный подход. Будем использовать все те ресурсы, которые уже есть, не привлекая при этом дополнительные средства. Но для этого нужны грамотные управленцы, именно поэтому мы начнем с анализа ситуации в каждом учреждении. Если обнаружится, что в каком-то из них доступность медицинской помощи низкая, есть жалобы на качество услуг, то для начала разберемся, на каком этапе это происходит. Выражаясь языком, принятым в медицине, сначала соберем анамнез, затем поставим диагноз, а отрезать при необходимости всегда успеем.

– Скажите, будет ли строиться новая детская поликлиника во Фрунзенском районе Ярославля?
– Имеющаяся в этом районе поликлиника действительно уже не соответствует требованиям времени – этот район Ярославля интенсивно развивается. Что бы мы ни делали в данном случае, как бы ни старались совершенствовать работу этого медучреждения, все равно ситуация такова, что без строительства новой поликлиники нам не обойтись.
Кстати, в районах области подчас возникают и прямо противоположные ситуации – приезжаешь в некоторые поликлиники часа в три дня, а там уже и нет никого – ни пациентов, ни врачей. Поневоле задашься вопросом: стоит ли тратить бюджетные деньги на содержание подобного учреждения? Может быть, эти средства лучше отдать другим поликлиникам и стационарам?
Правда, в Ярославле с подобной ситуацией я не сталкивался ни разу, здесь, напротив, ощущается недостаток лечебных учреждений, и его срочно надо ликвидировать. Помимо детской поликлиники во Фрунзенском районе надо начинать и строительство новой поликлиники для взрослых в Дзержинском… А посмотрите, в каких стесненных условиях находится наша психиатрическая больница! Мы сегодня пытаемся подыскать для нее новые помещения, думаю, в ближайшее время это удастся сделать.

– В регионе идет работа по пропаганде здорового образа жизни, профилактике заболеваний. С этой целью были созданы центры здоровья. На ваш взгляд, смогли ли они выполнить поставленные перед ними задачи?
– Утверждать, что центрам здоровья в полной мере удалось справиться с теми задачами, которые перед ними были поставлены, я бы не спешил. Где-то руководители центров недорабатывают, а где-то, несмотря на многочисленные приглашения, люди сами не торопятся на прием к врачам. У нас ведь в больницу бегут, когда уже что-то болеть начинает, а заранее побеспокоиться о себе, пройти необходимое обследования мало кто соглашается.

– На днях заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева сказала о том, что теперь зарплата врача напрямую будет зависеть «от качества работы и количества вылеченных больных, а доктор, к которому выстраиваются очереди, будет получать больше коллеги, к которому больные идти не хотят». Как вы к этому относитесь?
– Уравниловку нам действительно пора изживать. Сегодня доход «узкого специалиста» уже напрямую зависит как от количественных показателей, так и от качественных. Выполнил госзадание, принял необходимое число пациентов – получи дополнительно деньги. Тут надо сделать необходимые пояснения: учреждения здравоохранения работают в плановом режиме, никто им не будет платить, если они не выполняют норму…А вот если они ее перевыполнят и при этом не потеряют в качестве – получат еще и бонус. Так что стимул хорошо работать есть.

– Но здесь, наверное, многое зависит не от практикующих врачей, а от руководителя того или иного медучреждения?
– Да, руководителям приходится решать очень непростые задачи. Вы, наверное, знаете, что в последние годы коечный фонд в стационарах значительно сократили. Но деваться-то все равно некуда, приходится крутиться. Когда я приезжаю в то или иное лечебное учреждение, первым делом произношу фразу: «Давайте, господа, поговорим об экономике вашего учреждения». Не все руководители готовы к подобным разговорам, но без них нельзя, если мы хотим действительно эффективно работать и при этом отказаться от принципа уравниловки при отплате труда врачей.

– Сегодня в ряде регионов РФ приказами департаментов здравоохранения утверждено положение, в котором прописано, что на прием к узкому специалисту пациент может попасть только по направлению терапевта. У нас может быть введено такое же правило?
– Подобное положение прописано в нормативных документах, действующих сегодня, поэтому никаких моих распоряжений по данному вопросу дополнительно не требуется. Узких специалистов действительно не хватает, а значит, наша задача – грамотно организовать их работу, сделать так, чтобы они не тратили время на больных, которые, как выражаются врачи, «пришли необоснованно». У таких пациентов нет ни выписки из истории болезни, ни результатов обследования. Спрашивается, с какой целью они пришли к доктору? Поговорить? Именно поэтому, прежде чем идти, допустим, к тому же неврологу, надо показаться терапевту, ведь больной не всегда может понять, в чем действительно кроется причина его плохого самочувствия.

– А как вы собираетесь решать кадровый вопрос, ведь не секрет, что сегодня в Ярославле не хватает анестезиологов, окулистов, отоларингологов, терапевтов…
– Ситуация действительно непростая, впрочем, она примерно одинакова по всей России. Не хватает не только врачей, у нас острейший дефицит специалистов среднего звена – фельдшеров, медсестер, особенно на селе. Понятно, что все упирается в финансы, сегодня заработная плата медиков достаточно скромная даже по сравнению с зарплатой рабочих промышленных предприятий. А ведь сколько труда человек затрачивает еще на стадии обучения ремеслу доктора! Как правило, у него позади шесть лет учебы, затем либо год интернатуры, либо два ординатуры. И после ее окончания ему говорят о том, что он принят на минимальную ставку. При этом никто, наверное, не ответит на вопрос: а как, собственно, на эти деньги можно жить? Стартовые условия для молодого врача должны быть принципиально иными. Однако можно сколько угодно жаловаться на жизнь, но людей-то надо лечить, поэтому мы сегодня предпринимаем все меры, чтобы сократить кадровый дефицит.

– А качеством подготовки врачей вы довольны?
– Выскажу субъективное мнение: нынешний студент очень отличается от своих собратьев двадцатилетней давности. У него изменилось отношение к учебе, будущей профессии, появилась какая-то потребительская идеология. В то же время несколько девальвировались такие понятия, как душа, совесть, честь, сострадание, любовь к людям. А еще молодые врачи как-то не очень хотят работать, но зато не забывают при случае начальству напомнить: «А вы обязаны». Мало тех, кто планирует сначала наработать какой-то опыт, сделать себе имя, а потом уже и финансовые вопросы решать. В основном молодежь хочет все и сразу.

– Сергей Людвигович, а какие-то новые операции из разряда высокотехнологичных в ближайшее время будут выполняться силами ярославских медиков?
– Я прекрасно понимаю, почему вы об этом спрашиваете. Сегодня, даже получив возможность прооперироваться бесплатно по федеральной квоте в московской клинике, человек все равно тратит немало денег, чтобы до этой самой клиники добраться, да и само пребывание в больнице – это тоже удовольствие не из дешевых. Именно поэтому сообщу хорошую новость для тех семейных пар, которые по ряду причин не могут зачать ребенка, – в ближайшее время процедуру ЭКО можно будет пройти прямо в Ярославле. Предварительные наработки мы уже провели, нас и московские коллеги обещают поддержать, на первом этапе они к нам сами приезжать будут.


С участковыми врачами ситуация сложная. Когда-то Минздрав ввел им доплаты, но при этом не обозначил четких критериев, по которым можно было бы оценивать качество и эффективность их работы. В результате терапевты стали получать в среднем по 17 – 18 тысяч в месяц, но давайте начистоту: а многие ли пациенты почувствовали при этом, что их стали лучше лечить?

Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Здоровье»

Читать