22:15
четверг,
18 апреля 2024 г.
7.73
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
7 сентября 2016

Манту или Диаскинтест? Вот в чем вопрос…

Как известно, в СССР для диагностики туберкулеза  использовали пробу  Манту. Собственно, на ней и выросло не одно поколение нынешних россиян. И вот теперь детям старую добрую «пуговку»  заменили на некий Диаскинтест. Правда, такое нововведение касается не всех. Но и этого хватило, чтобы у сторонников нового метода нашлись противники. Так кто же прав: те, кто считает, что  Диаскинтест – прорыв в медицине, или их оппоненты? Зачем вообще нужен этот сравнительно новый метод диагностики? В этих и других вопросах мы попытались разобраться, пригласив в редакцию на традиционную встречу «За чашкой чая» главного детского фтизиатра Ярославской области Людмилу ВАСИЛЬЕВУ, главного фтизиатра Ярославской области Наталью ГОРЕНКОВУ и начальника отдела организации медицинской помощи женщинам и детям департамента здравоохранения Ярославской области Наталью ОЛЕНДАРЬ.

Взамен Пирке

– Ярославль – пилотный регион по внедрению Диаскинтеста. У нас его применяют для диагностики туберкулеза уже 7 лет – с 2009 года. Почему в нашей области было решено провести этот эксперимент?

Людмила ВАСИЛЬЕВА:

–?Давайте разберемся. Во-первых, пилотным выступил не один Ярославский регион, а сразу несколько. Во-вторых, мы поступили очень правильно: в отличие от других областей, используя для диагностики Диаскинтест, не отказались от пробы Манту.

– Но зачем вообще нужен новый тест?

– Дело в том, что проба Манту, которая пришла на замену Пирке, это «вытяжка» из микобактерий туберкулеза, убитых нагреванием. Она реагирует на все: не только на вакцину БЦЖ, которую, как известно, делают младенцу прямо в роддоме, но и на все аллергены, а их с каждым годом становится все больше. Помните советские времена? Связку бананов на батарее, коробочку конфет на Новый год? Тогда аллергенов было в разы меньше, чем сейчас, но и 40 – 50 лет назад Манту могла давать ложноположительный результат. К примеру, папула («пуговка») выдавала размер 12 и более миллиметров у совершенно здорового человека. Что уж говорить про нынешнее время…

– То есть виной всему аллергены?

– И они в том числе. Но прежде всего это происходит потому, что все мы с вами уже инфицированы туберкулезом. Вернемся к прививке БЦЖ, которую ставят на третьи сутки жизни. Это делается для того, чтобы при встрече с бактериями туберкулеза у ребенка уже был иммунитет к этой болезни. Туберкулез очень опасное заболевание, особенно тяжело оно протекает у детей. Так вот проба Манту показывает, насколько этот иммунитет сформирован после прививки и есть ли он вообще. Нормой считается папула до 12 миллиметров, «пуговку» замеряют через 72 часа после внутрикожного введения туберкулина. В норме папула к семи годам должна стать отрицательной, то есть год от года уменьшаться. Но иногда она бывает и 13, и 15 миллиметров, и больше. Что прикажете делать в этих случаях? Лечить ребенка от туберкулеза? А если он здоров и это просто чрезмерная аллергическая реакция на туберкулин?

– А что делали раньше?

– Лечили! Именно поэтому ученые и пытались в течение длительного периода времени разработать новую методику диагностики туберкулеза. Диаскинтест был создан в 2007 году и после проведения клинических исследований, регистрации в Минздраве и апробации был запущен сразу в нескольких регионах России.

Результат отрицательный

– И чем же отличается Диаскинтест от Манту?

Наталья ГОРЕНКОВА:

– Диаскинтест – это генно-инженерный препарат, созданный на основе ДНК туберкулезной палочки, взятой от больного человека. Аналогов этому тесту нет нигде в мире. Он реагирует на два опасных для человека белка, которые присутствуют у штаммов микобактерий туберкулеза. Но реагирует только в том случае, когда у человека идет размножение туберкулезных палочек. Именно в этот момент пациента и нужно взять под наблюдение. Диаскинтест в отличие от Манту не дает ложноположительную реакцию на прививку БЦЖ, он на нее попросту не реагирует. А это значит, что, если человек не болен туберкулезом, в его организме не начался процесс размножения палочек, Диаскинтест всегда покажет отрицательный результат.

– А если болен, всегда положительный? Известны случаи, когда дети были больны туберкулезом, но Диаскинтест его не распознал…

Людмила ВАСИЛЬЕВА:

– Это происходит крайне редко, нет в медицине тестов со 100-процентной точностью. И только в том случае, если у человека развивается внелегочная форма туберкулеза, что является обычно следствием резко сниженного иммунитета из-за приема подавляющих его лекарственных препаратов, например, при лечении онкологических заболеваний или запущенной ВИЧ-инфекции. Кроме того, такое бывает у детей при тяжелых формах туберкулеза. Но в этом случае диагностики и с помощью Манту, и с помощью Диаскинтеста будет мало. Здесь уже дает знать о себе соответствующая симптоматика. При внелегочном туберкулезе жалобы возникают со стороны органа, который поражен. Тут совершенно другие методы постановки диагноза, и здесь включаются знания и опыт фтизиатров и врачей других специальностей. Доктора обращают внимание на анализ мочи, увеличенные лимфоузлы и многое другое. Но мы-то с вами говорим о самой опасной, легочной форме заболевания, той, которой очень легко заразиться и которая практически никак себя не проявляет очень длительное время. Человек может чувствовать себя прекрасно и в то же время быть переносчиком инфекции, болеть открытой формой туберкулеза. Так вот с диагностикой именно легочной формы туберкулеза Диаскинтест справляется отлично.

Никто ничего не отменял

– Допустим, новый тест действительно лучше пробы Манту. Зачем тогда ее оставлять? Или Манту все-таки отменят?

Людмила ВАСИЛЬЕВА:

– Не отменят. Детям до восьми лет по-прежнему будут делать Манту, потому что поствакцинальная реакция на прививку БЦЖ сохраняется именно до этого возраста. Именно Манту позволяет до этого возраста выявить группу риска – тех, кому нужна ревакцинация, потому что иммунитет после прививки у них угас. Это дети, у которых не формируется папула, то есть место укола не краснеет, не напухает. Диаскинтест малышам проводится только в том случае, когда Манту не уменьшается до 7 лет. Делается он и в том случае, если наблюдается так называемый вираж.

– Что это такое?

– Увеличение объема папулы по сравнению с прошлогодним результатом более чем на 6 миллиметров. Во всех этих случаях используется Диаскинтест, но только как дополнительный метод диагностики.

– А после восьми лет?

Наталья ГОРЕНКОВА:

– А после этого возраста делать Манту бесполезно! Если к восьми годам папула будет, к примеру, 10 миллиметров, то нормой – отрицательной – она уже никогда не станет. Какой тогда смысл в диагностике с помощью пробы Манту? Здесь более информативен Диаскинтест, это наше общее мнение. Заболеваемость туберкулезом детей и подростков Ярославской области выросла в 2009 году не потому, что у нас в регионе стали больше болеть туберкулезом, а потому, что в диагностике начали использовать Диаскинтест. Именно благодаря ему выявилась реальная группа риска, и всем детям и подросткам с положительными и сомнительными результатами этого теста начали проводить обследование на компьютерном томографе. Раньше эти дети были недообследованы, пропущены. Некоторым из них, конечно, делали рентген, но и он, как правило, был неинформативен, потому что не всегда видит туберкулез в начальной стадии развития болезни у детей.

– Но вот не хочет мама соглашаться на Диаскинтест, хочет Манту сделать десятилетнему ребенку…

Наталья ОЛЕНДАРЬ:

– Да пожалуйста, пусть делает. Речь не идет о запрете на Манту. Мы с вами говорим о массовом скрининге детского населения. Так вот при скрининге с начала 2016 года в нашем регионе повсеместно используется для диагностики туберкулеза с восьмилетнего возраста именно Диаскинтест. Но если родители категорически против этого метода диагностики, в чем я лично сомневаюсь, потому что сейчас у них нареканий больше как раз в отношении Манту, то пожалуйста, пусть обследуют своего ребенка другими методами. Но при этом пусть не забывают принести в тубдиспансер результаты исследования.

Делайте выбор

– Скажите, есть ли альтернатива Манту и Диаскинтесту?

Наталья ОЛЕНДАРЬ:

– На наш взгляд, для детей это лучшие методы диагностики туберкулеза. Но некоторые родители, к сожалению, в каждом скрининге или прививке пытаются найти корень всех бед. Поэтому ищут альтернативу даже тому, чему искать не надо. Некоторые предпочитают квантифероновый тест, потому что «под кожу не вводят туберкулин и не заражают ребенка». Дорогие мамы! Ребенка ни при помощи пробы Манту, ни при помощи Диаскинтеста невозможно заразить туберкулезом! Это аксиома, не требующая доказательств. Но если вы, несмотря на годами проверенные методы, не хотите делать пробы, желаете заплатить не менее пяти тысяч рублей и травмировать своего ребенка сдачей крови из вены – именно так делается квантифероновый тест, никто вам этого запретить не может.

– Еще есть некий метод полимеразной цепной реакции, более известной в народе как метод ПЦР…

Людмила ВАСИЛЬЕВА:

– При ПЦР-диагностике крови туберкулез у детей выявить невозможно. Не тратьте деньги зря.

– Поясните, какая подготовка нужна к пробе Манту? К Диаскинтесту?

– Подготовка к постановке проб необходима у детей, предрасположенных к аллергии. За две недели до проведения проб перейти на гипоаллергенную диету, то есть исключить шоколад, цитрусовые, орехи и прочие продукты, способные вызвать аллергию. За три дня и в день постановки пробы давать ребенку антигистаминные препараты. Вот, собственно, и все. Кстати, мочить «пуговку» вопреки распространенному мнению родителей можно. Не надо в эти три дня тереть руку, ходить в бассейн. А в душ – пожалуйста.

– А если у ребенка насморк, можно ли делать Диаскинтест и Манту?

– Нельзя. По общепринятым правилам после ОРВИ должен пройти месяц, после легкого недомогания, того же насморка, – две недели.

Наталья ОЛЕНДАРЬ:

– Раз уж речь зашла о болезнях, то я бы хотела сказать несколько слов об антибиотиках, точнее, их бесконтрольном применении. Не секрет, что некоторые родители дают их детям при любом поднятии температуры и так же принимают сами, хотя температура – это не всегда плохо. Она показывает, что иммунитет борется. А потом мы удивляемся, почему так сложно вылечить тот же туберкулез. Не только потому, что это тяжелое заболевание, но и по той причине, что организм на антибиотики перестает реагировать. Он к ним попросту привык.

С туберкулезом шутки плохи

– А сколько в среднем лечится туберкулез?

Наталья ГОРЕНКОВА:

– От шести месяцев до двух с половиной лет. На излечение одного больного требуется порядка двух миллионов рублей.

– Бывают неизлечимые случаи?

– К сожалению, да.

– Опишите социальный портрет больного туберкулезом.

– Если раньше можно было сказать, что это человек, вышедший из мест не столь отдаленных, мужчина за сорок, употребляющий алкоголь, страдающий язвой желудка, то теперь такого «портрета» нет. Туберкулезом может заболеть каждый, и вполне успешные бизнесмены – люди обоих полов, и малообеспеченные люди, и дети всех возрастов. Именно поэтому так важна диагностика.

– Для взрослого населения это по-прежнему флюорография?

– Да. Это самый информативный метод. Делать ее нужно один раз в год.
Автор: Юлия Чекалева
ФОТО Сергея ШУБКИНА

Комментарии

Другие новости раздела «Здоровье»

Читать