Лечить или учить?

15 Марта 2017
Состояние здоровья юных ярославцев внушает медикам серьезные опасения.По данным ТФОМС, более половины из них  – 56 процентов – имеют избыток или, наоборот,  дефицит массы тела, треть – различные  хронические заболевания. Можно ли исправить сложившуюся ситуацию? Если да, то как? Ответы на эти и другие вопросы мы попытались получить у медиков, родителей и педагогов.

В приоритете – пятерки

– Действительно, по нашим данным, отклонения в физическом развитии сегодня имеют от 30 до 60 процентов учащихся, а показатели физической подготовленности снижены примерно у половины детей, – говорит заведующая кафедрой педиатрии постдипломного образования ЯГМУ, профессор, доктор медицинских наук Лидия Мозжухина. – Это может быть как следствием, так и одной из причин формирования хронических заболеваний.

Сегодня и педагоги, и родители обеспокоены низкой успеваемостью учеников. И причина здесь зачастую не в нежелании учиться: по данным исследований, проведенных в ЯГМУ, 85 процентов неуспевающих – это больные дети.

В чем же причины «школьных» болезней?

– Ответ на этот вопрос не может быть однозначным, – считает начальник отдела организации медицинской помощи женщинам и детям регионального департамента здравоохранения Наталья Олендарь. – Если мы говорим о заболеваниях, связанных с образовательной деятельностью, то ситуация очевидна – в школьном возрасте у детей ухудшается не только осанка, но и зрение. Это происходит не только потому, что у ребенка приличная нагрузка в школе. Большое значение имеют образ жизни семьи и постоянно растущий поток информации. Не секрет, что у большинства подростков, да и у младших школьников, есть компьютеры, гаджеты, смартфоны. Сколько времени дети проводят у их экранов? Ведь не тридцать минут, а несколько часов, причем ежедневно! Зрение эти электронные устройства отнюдь не улучшают.

По словам Натальи Олендарь, малоподвижный образ жизни тоже имеет огромное значение. А с гиподинамией связан еще один недуг – ожирение. Ребенок, имеющий избыточный вес, не может считаться стопроцентно здоровым.

По мнению медиков, родители сегодня больше обеспокоены успеваемостью своих детей, чем их здоровьем. Главное – это пятерки в дневнике, а потом все остальное. Сегодня взрослые требуют даже от младших школьников, чтобы они успевали везде – отлично учились в школе, изучали второй иностранный язык, занимались музыкой, спортом… При этом некоторых мам и пап мало волнует, выдержат ли их сын или дочь такую нагрузку. Желания детей, увы, зачастую не спрашивают. И нередко родители начинают бить тревогу только тогда, когда у ребенка снижается аппетит, он худеет, плохо засыпает и спит, по утрам выглядит бледным, раздраженным и агрессивным.

Учитель, он же врач?

У родителей, в свою очередь, тоже немало претензий, причем к школе. Сегодня очень многие мамы и папы недовольны тем, что в школах не работают врачи. Там же, где медкабинеты есть, их оснащение вызывает немало вопросов.

– Вчера Димка пришел с уроков с разбитой губой, – рассказывает Александр Викторович, папа восьмилетнего сорванца. – На перемене с пацанами бегал и упал. И вот результат. У школьной медсестры, кроме перекиси и зеленки, ничего не нашлось. Что за дела? А если бы что-то серьезное случилось с мальчиком?!

– Если бы случилось что-то серьезное, педагоги или школьный медик вызвали бы специализированную бригаду «скорой помощи», – утверждает Наталья Олендарь.

Другими словами, если ребенок на уроке потерял сознание, уложить его на кушетку и поднести к носу ватку, смоченную нашатырным спиртом, можно, но обо всем остальном должны позаботиться специалисты.

– Врач в школе абсолютно не нужен, – считает Юлия Ковалева, мама двух школьников. – Я сама доктор и не понимаю, чем может помочь школьный медик. Первую медицинскую помощь ребенку в состоянии оказать и педагог.

С ней согласна и другая мама – Анна Воронцова, которая считает, что лечиться надо в поликлинике, а не в школе. Но есть и другое мнение.

– Недавно в одной из ярославских спортшкол умер подросток, – рассуждает один из областных депутатов. – Ребята подрались после игры, мальчик получил травму, а так как рядом не оказалось доктора, оказать ему профессиональную помощь вовремя никто не смог. Подобные трагедии повторяться не должны, поэтому, считаю, есть необходимость в том, чтобы во всех образовательных учреждениях, да и в спортшколах, тоже работали врачи.

С депутатом солидарна и ярославна Наталья Клинова.

– У моего сына очень сильная аллергия. Конечно, мне спокойнее, когда в школе есть врач, – говорит она. – Я уверена, что учитель не справится, если у моего ребенка возникнут проблемы. К тому же у учителей другие задачи – учить, заполнять журнал, вести электронные дневники, проводить внеклассные мероприятия…

Все имеет значение

Немногие знают, что в подавляющем большинстве европейских стран, а также в США такого понятия, как школьный врач, просто не существует.

– Я бывала в финских, шведских, польских, американских школах. Везде, если с ребенком что-то случилось, учителя действуют по одной схеме – они вызывают бригаду «скорой», – говорит начальник отдела общего образования городского департамента образования Елена Масленина. – За рубежом родители несут ответственность за состояние здоровья своего ребенка. Задача школы в другом – создать все условия, чтобы дети получали знания и были в безопасности. Именно поэтому там в первую очередь обращают внимание на то, насколько качественно организован образовательный процесс, хорошее ли освещение в классах, есть ли климат-контроль, эффективно ли работает служба безопасности.

По словам Елены Маслениной, у нас бытует мнение, что ответственность за состояние здоровья школьников лежит не только на родителях. Многие мамы и папы считают, что этим вопросом должна заниматься и школа. Это не так. По мнению Маслениной, вакцинация или профилактические осмотры детей должны проводиться не в стенах школ, а в поликлиниках, и это прямая обязанность родителей.

Ее поддерживает и Наталья Олендарь:

– Я не очень понимаю, что за нужда в школах открывать специализированные медицинские кабинеты. Ребенок идет туда учиться, точно так же, как в музыкальную школу или в спортивную, где совершенствует свою физическую подготовку. Лечиться же все мы идем в поликлиники и больницы. И это правильно. Вполне возможно, со временем что-то изменится, я этого не исключаю, но пока считаю, что каждый должен заниматься своим делом: врач лечить, а педагог – учить. Главное, что необходимо сделать, – оптимально организовать режим самого учебного процесса, широко внедрять здоровьесберегающие технологии, закупать хорошую мебель для школ, правильно освещать классы. Все это, поверьте, имеет огромное значение.
Автор: Людмила Дискова

Комментарии

Другие новости раздела «Здоровье»


Стоит ли бояться солнышка? Здоровье Стоит ли бояться солнышка? 02.07.2015 Буквально на днях на одном из «мамских» форумов я прочитала, что солярий очень полезен для укрепления иммунитета ребенка после болезни. Это утверждение вызвало жаркие споры. Однако даже самые ярые противники посещения детьми  солярия не говорили о том, что искусственный ультрафиолет может негативно повлиять и на здоровье взрослых. Впрочем, как и естественный.  Сторонников загара оказалось великое множество. Может быть, и в самом деле не стоит бояться солнышка, а все разговоры о том, что солнечные ожоги даже при большом количестве родинок на теле могут вызвать самые серьезные последствия, –  преувеличение? Мой собеседник – онколог МУЗ «Поликлиника № 2» Юлия КОВАЛЕВА. Здоровье Дело, которому я служу 20.06.2012 Врач – профессия особая, ведь наука врачевать сродни искусству, и овладеть ее премудростями дано не всем. О своем пути в профессию рассказывает Сергей КАШИН, кандидат медицинских наук, заведующий эндоскопическим отделением Ярославской областной клинической онкологической больницы.