16:12
среда,
24 апреля 2024 г.
11.62
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
20 января 2010

«Пилоты» детского здоровья

Тема здоровьесберегающих технологий в школах становится актуальнее с каждым днем. В прошлом году 16 ярославских школ стали пилотными площадками для внедрения таких технологий: одни вводят питание для всех школьников, другие увеличивают физическую нагрузку, третьи внедряют гендерные технологии обучения. На основе их опыта будут выработаны рекомендации для комплексного внедрения технологий здоровья в школах города и области. О том, как можно сберечь здоровье в школе, рассказывает главный педиатр области, заведующая кафедрой поликлинической педиатрии, профессор ЯГМА Наталья ЧЕРНАЯ.– Наталья Леонидовна, какие здоровьесберегающие технологии сегодня уже существуют и внедрены в школах?

– Сейчас очень много говорится о здоровьесберегающих технологиях. И это не случайно, потому что состояние здоровья детей ежегодно ухудшается. Поэтому сейчас этот вопрос ставится уже на уровне правительства РФ.

Существует много самых разных здоровьесберегающих разработок. Например, в российских школах применяется опыт европейских школ, содействующий здоровью. Это комплексные, многогранные программы, которые рассчитаны на всех детей независимо от кошелька родителей. Они включают бассейны, трехразовое питание, равномерную физическую нагрузку.

В некоторых школах Москвы и Санкт-Петербурга организованы своеобразные миниполиклиники – с тренажерным оборудованием, измерительными приборами, физиоаппаратурой. Эти школы имеют целый штат врачей – физиотерапевта, окулиста, стоматолога. Но большинство школ России на сегодняшний день не в состоянии иметь такую систему. Кроме того, есть и противники этой технологии, которые утверждают, что смешивать функции образовательного и лечебного учреждения не надо. Я разделяю эту точку зрения.

На сегодняшний день в школах необходимо ввести хотя бы основной комплекс здоровьесберегающих технологий – это здоровое питание, достаточная физическая активность, соблюдение правильной технологии проведения урока с физкультминутками и санитарно­гигиенических норм: освещение, мебель по возрасту и росту детей.

– А что внедряется в ярославских школах?

– Во многих школах, особенно в начальных классах, кабинеты оборудованы офтальмотренажерами. В одних школах есть группы лечебной физкультуры, в других организовано хорошее питание. В некоторых школах проводятся обучающие программы по здоровью. Проблема в том, что комплексно здоровьесберегающие программы пока в ярославских школах не внедряются. Но движение в этом направлении есть. Например, при Институте развития образования организован Центр содействия здоровью, в задачи которого как раз и входит внедрение в образовательный процесс опыта по здоровьесберегающим педагогическим технологиям. Кроме того, у нас есть Центр медикопсихолого­социального сопровождения, который проводит образовательные уроки в ярославских школах. Но этот метод вахтовый, поэтому он недостаточно эффективен.

– Но дело еще и в организации учебного процесса. Правильно ли то, что уроки физкультуры проводятся только два раза в неделю?

– Сейчас создаются новые образовательные стандарты. И вскоре законодательно будет закреплено проведение не двух, а трех уроков физкультуры в неделю. Это, конечно, тоже мало. В Китае, например, каждый учебный день начинается с урока физкультуры и заканчивается уроком физкультуры. Поэтому там не знают, что такое сколиоз.

– Разве трудно ввести такое и у нас?

– Технически это сделать нетрудно. Но существует проблема межведомственного непонимания, когда учителя уверены, что школа должна предоставлять высокий уровень образования, а медики говорят, что больному ребенку это не нужно. Даже национальные проекты в сфере образования и здравоохранения создавались отдельно. И проблему межведомственного недопонимания надо как­то решать. Каким образом? В новых образовательных стандартах будет заложена ответственность педагогов за здоровье детей. Разработан проект мониторинга эффективности работы образовательного учреждения по здоровьесберегающим технологиям. Там все прописано четко – и группа здоровья, и физическая подготовка ребенка, и уровень образования по вопросам сохранения здоровья. Все это просчитано, заложено в баллах, и можно отследить, каким ребенок пришел в школу в начале учебного года и каким вышел оттуда. То есть школа будет отвечать за здоровье ученика и его знания о здоровье.

– Но это все уже проводится или только еще в планах?

– В прошлом году по инициативе департамента образования мэрии на базе 16 школ Ярославля образованы пилотные площадки. Цель этого проекта – создание комплексов наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий для последующего внедрения. Причем эти комплексы должны различаться для разных школ. В школе, где нет физкультурного зала или столовой, должен внедряться другой комплекс, нежели в школах с несколькими спортивными залами и большой столовой.

Педагогами, медиками и психологами Центра медикопсихолого­социального сопровождения разработан проект областной программы межведомственного взаимодействия. Сейчас он находится на утверждении.

– А к какому идеалу должны стремиться наши школы?

– Надо исходить из факторов, от которых зависит состояние здоровья ребенка в школе. Например, нельзя жалеть денег на питание. Сейчас бесплатные горячие завтраки доступны только в начальной школе. А надо обязательно кормить и подростков, у которых происходит интенсивный рост, их организм готовится к репродукции, а они в школе не питаются. Причем питание должно быть функциональным, с добавлением тех микроэлементов и веществ, которых не хватает. Например, напитков с суточной потребностью витаминов и минералов или булочек с добавлением йода.

Следующая обязательная технология – физическая активность. Должны быть и физкульт-минутки, и уроки физкультуры, и спортивные секции.

Другая проблема, которая ухудшает и физическое, и психическое здоровье детей, – стрессовая педагогика и повышенные нагрузки. То есть детей нельзя перегружать, надо устранять школьные стрессы. Школы содействия здоровью проповедуют тезис: «Ребенок должен быть счастлив в школе, он должен стремиться в нее». Ребенок не должен испытывать никакого психологического напряжения. Второе – это облегчение школьных программ. Если ребенок много занимается, но и спорт не забывает, то груз учебного материала компенсируется физической активностью. Об этом говорит опыт гимназии № 3. Сейчас нам надо хотя бы приостановить ежегодную тенденцию ухудшения здоровья детей в школе.

– То есть школа будет меняться?

– Это однозначно. Школа должна меняться!

Автор: Ирина ШКАРНИКОВА

Комментарии

Другие новости раздела «Здоровье»

Читать