12 октября 2016
Стараемся учить всех
О том, как сегодня в Ярославле учат детей с особенностями развития и что надо сделать, чтобы эти ребятишки с удовольствием и радостью шли в школу, мы говорим с Лидией Павловной СЕМЕНОВОЙ, директором школы № 2, заслуженным учителем России.Любовь творит чудеса
– Лидия Павловна, насколько я знаю, ваша школа давно работает с особенными детками…– Да, вот уже много лет мы не только учим таких детей, но и помогаем им сделать профессиональный выбор, найти дело по душе. Скажу прямо, это непростая работа.
У нас открыты четыре коррекционных класса для детей с задержкой психического развития. Они разные, есть с весьма сложными патологиями, но мы стараемся учить всех. Впрочем, у нас и в обычных классах немало ребят, имеющих подобные проблемы. Просто их мамы и папы не соглашаются признать этот факт. Кто-то не может смириться с мыслью, что их ребенок не такой, как все, кто-то опасается за будущее своих детей, хотя, по моему мнению, куда проще было бы таким ребятам учиться по адаптированной программе.
– Другими словами, без согласия родителей никто не имеет права перевести отстающего ребенка в коррекционный класс?
– Конечно, нет! Причем требуется не только согласие родителей, но и квалифицированное заключение психолого-педагогической комиссии. Именно этот документ является основанием для того, чтобы мы могли обучать ребенка по специальной программе.
Я в школе давно работаю, всегда такие детки были, и всегда учиться им было непросто. Но тут многое и от семьи зависит. У меня есть примеры, когда родители и педагоги делали на первый взгляд невозможное, и спустя какое-то время малыши начинали не только справляться с учебной нагрузкой, но и в чем-то опережали сверстников. Не зря говорят, что любовь творит чудеса.
Несколько лет назад у нас в обычном классе учился глухонемой мальчик. Благодаря стараниям мамы он научился не только понимать речь по губам, но самое главное – он научился говорить! Это ли не чудо?! Жаль, что не всегда оно случается…
А вот семьи сегодня изменились. Нередко можно наблюдать, как люди, которые должны быть близкими друг другу, в действительности живут каждый сам по себе. Почему так? Думаю, потому, что многие родители заняты работой…
Педагогически запущенные дети
– Разве в советское время людям не приходилось работать?– Конечно, приходилось, но тогда не было такого расслоения общества. Сегодня, чтобы свести концы с концами, люди вынуждены проводить на работе больше времени, а поэтому они не могут уделить ребенку столько внимания, сколько ему необходимо. Неудивительно, что педагогически запущенных детей становится больше. Хорошо, если они ходят в детский сад, там с ними занимаются и готовят к обучению в школе. Но бывает, что малыши и в садик-то не ходят…
У нас несколько лет назад учились дети из многодетной семьи. Их было пятеро, и мама ждала шестого, у всех детишек был диагноз – задержка психического развития. Я пыталась несколько раз говорить с мамой, но она не шла на контакт.
– Лидия Павловна, а детей, которые отстают по тем или иным причинам в развитии, сегодня больше или меньше?
– К сожалению, больше. Почему так получается, сложно сказать. Думаю, многие малыши просто страдают от недостатка любви.
– Что делать родителям, если их ребенку рекомендовано обучение в коррекционном классе?
– Не надо этого бояться! Ребята, которые в них учились, точно так же получают аттестат о среднем образовании и могут продолжать дальнейшее обучение в техникумах, колледжах, лицеях, а впоследствии и в вузах. Но когда об этом говоришь родителям, они как будто не слышат.
Мне бывает очень жаль ребятишек, которые страдают из-за упрямства своих мам и пап. Вот они в классе порой не могут ответить на самые простые вопросы, не могут к двум два прибавить. Остальные дети, увидев это, начинают над ними смеяться…
Особенные детишки быстро понимают, что они не такие, как все. Сначала они обижаются, насмешки одноклассников их больно ранят, а потом нередко становятся агрессивными. Мы стараемся до этого не доводить, но многое зависит от мудрости родителей.
В классе не больше 12 учеников!
– В обычном классе сегодня, как вы сказали, учатся по 32 – 34 человека. А в необычном?– У нас в школе наполняемость в таких классах минимальная – не больше 12 человек. Ребята находятся в комфортной среде, причем они остаются в школе и после окончания уроков. Все получают горячее питание, с ними дополнительно занимаются логопед, психолог, педагоги.
На уроках учитель имеет возможность видеть каждого ребенка, он прекрасно понимает, насколько тот усвоил учебный материал, можно ли двигаться дальше или пока лучше остановиться и закрепить пройденное.
Все педагоги, работающие в таких классах, прошли специальную подготовку, они владеют методиками, позволяющими донести до детей нужную информацию в доступной форме.
– Куда чаще всего после окончания девятого класса поступают такие ребята?
– Это уже от их желания зависит, мы даем им все, что и остальным выпускникам. Они изучают все предметы, в том числе с шестого класса второй иностранный язык. Дополнительно в расписании у ребят есть ритмика, плюсом к урокам физкультуры – подвижные игры.
Как я уже говорила, мы учим всех. Но вот о чем хочу сказать – чем раньше мы выявляем проб-
лемы в развитии ребенка, тем проще ему потом жить.
В нашей школе учатся немало детей мигрантов, многие из многодетных семей. У них тоже немало проблем, и языковой барьер – лишь одна из них, но мы стараемся помочь и им, чем быстрее они адаптируются в нашем обществе, тем меньше будет впоследствии различного рода недоразумений.
– Бывает, что ученики не справляются с программой. Вы оставляете их на второй год?
– Ни в коем случае! Помогаем всем, надо – дополнительно занимаемся, но дети переходят из класса в класс. Педагоги молодцы! С каждым ребенком работают индивидуально. Классные руководители тоже стараются, поэтому у нас среди особенных детишек нет второгодников.– Лидия Павловна, со следующего года решено особенных деток учить в обычных классах. Вы к этому как относитесь?
– Допускаю, что это целесообразно сделать в тех школах, где наполняемость классов низкая. Но если в классе 30 детей и более, этого делать нельзя. Идея инклюзивного образования, а мы с вами сейчас о нем и говорим, состоит в том, чтобы слабые дети тянулись за сильными. А если ребенок не может тянуться, нет у него возможностей это сделать, как быть?
У нас в школе в обычных классах учатся дети-инвалиды, у них разные диагнозы, но при этом у всех сохранен интеллект. Одноклассники к ним относятся прекрасно, всегда стараются помочь. Я за такое инклюзивное образование. Мы бы и детей с ДЦП прямо в школе могли обучать, если бы нашли возможность расширить лестничные пролеты или смонтировать в школе лифт. Ребятам хочется общаться со сверстниками. Конечно, к ним ходят на дом учителя, но, согласитесь, куда лучше, если бы они сами ходили в школу.
И еще. Для любого ребенка образование должно быть доступным, но у нас в некоторых коррекционных классах учатся дети, которым приходится добираться из Кировского или Ленинского районов. Все подобные классы в городе переполнены. И это тоже проблема, которая требует незамедлительного решения.
Автор: Людмила Дискова
Другие новости раздела «Образование»
Образование
26 ноября 2018
Ярославские мастера поборются за звание лучших сантехников России
Образование
02 февраля 2022
Ярославский пилотный проект «Школьное молоко» распространят на всю Россию
Образование
26 декабря 2013
Милосердие студентов ЯГМА
Образование
01 апреля 2019
В ярославских школах началось анкетирование по вопросу организации питания
Образование
21 июля 2023
Ярославские преподаватели отправятся в Кот-д’Ивуар учить русскому языку жителей Африки
Образование
27 июля 2020
Стало известно, сколько выпускников Ярославской области сдали ЕГЭ на 100 баллов
Комментарии