02:10
суббота,
20 апреля 2024 г.
4.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
6 сентября 2017

Не взяли в десятый класс?

Почему не всех ярославских выпускников девятых классов, желающих продолжить обучение в школе, зачисляют в десятый? Насколько хорош был советский всеобуч? Когда надо начинать заниматься профориентацией? Попробуем разобраться.

Время взрослеть

…На том конце провода женщина очень волнуется, ей сложно говорить.

– Мой Мишка, может быть, и не самый умный в классе, – говорит она. – Но он толковый, а ему учиться не дают.

А дальше выясняется следующее. Парень учится средне – троек больше, чем пятерок и четверок. Кем хочет стать, пока не решил, но экзамены за девятый класс сдал в принципе неплохо, а вот в десятый его не берут.

– Мне еще в сентябре на первом родительском собрании посоветовали подумать о том, куда сын пойдет учиться дальше, – продолжает Евгения, мама Миши. – Объяснили, что возьмут только тех, у кого хорошие отметки и кто на экзаменах по выбору покажет лучший результат. По русскому у сына всегда была тройка, математика шла лучше, а физику с химией он только начал изучать… Я на парня не давила, думала, пусть он сам определится. Но год прошел, а толку ноль. С другой стороны, что взять с 15-летнего подростка? Ему надо время, чтобы повзрослеть, а Мишу заставляют идти в училище или техникум. Я об этом даже думать не хочу!

Ситуация типичная. И в департаменте образования мэрии Ярославля ее не склонны драматизировать.

– У нас в городе широкий выбор учебных заведений, дающих и общее среднее образование, и профессию, – говорит начальник отдела развития муниципальной системы образования Елена Александрова. – Если подросток решил доучиваться в школе, это его право. Но надо понимать, что основная масса выпускников 11-х классов нацелена на поступление в вузы, для этого нужно хорошо сдать ЕГЭ. Подготовиться к единому госэкзамену непросто. Не все родители уверены в успехе, многие сомневаются: «А вдруг не сдаст или напишет слабо?». Детям таких родителей мы советуем идти после девятого класса в колледж или училище. Безусловно, в 18 лет проще сделать профессиональный выбор, нежели в 16. Мы это понимаем, поэтому для ребят, которые пока с выбором не определились, создаем обычные классы, где они получают общее среднее образование.

По словам Елены Александровой, никто не «выдавливает» из школы детей. Если в десятых классах есть места, в приеме никому не отказывают. Из 4800 нынешних девятиклассников в десятый пошли 3100 человек, это почти на тысячу больше, чем год назад.

Здесь стоит сказать и о том, что на основании ФЗ-273 – это закон об образовании – всех детей после окончания 9-го класса отчисляют из школы. Поступление в 10-й класс регулируется нормативными актами, принятыми на региональном и муниципальном уровнях, и определяется уставом самой школы и ее внутренними документами. В Ярославле набор в десятые классы происходит с учетом рейтинга учащегося. Если раньше такая практика применялась только в спецшколах, то сегодня она существует и в тех учебных заведениях, где есть профильные классы.

Лучше под копирку?

– Не понимаю я нынешних учителей, – возмущается Марина Михайловна, бабушка 15-летней восьмиклассницы. – В СССР все желающие десятилетку заканчивали, никто за бортом не оставался. А сейчас три тройки в аттестате уже причина для того, чтобы на ребенке крест поставить и отправить его в ПУ!

Подобным образом рассуждают и многие родители. А ведь действительно в СССР среднее образование было обязательным. Считалось, что в стране победившего социализма неучам места не будет. В школах всех учили по одной программе. Конечно, и тогда были так называемые спецшколы, куда попасть было непросто, но основная масса учебных заведений работала «под копирку».

Разумеется, и тогда были дети, которым учеба давалась нелегко, они «буксовали», но учителя зачастую закрывали на этот факт глаза. Тем более что выпускные экзамены проводились в стенах школ и «нарисовать» спасительную троечку или просто помочь с ответом на трудный вопрос было обычным делом. Но и позаниматься с учеником, который пропустил неделю-другую из-за болезни, педагоги не отказывались – оставались с ним после уроков. Сегодня же для тех, кто «не догоняет», спасение одно – репетиторы. Их нанимают даже ученикам начальной школы – не всем удается справиться с контрольными работами по математике или окружающему миру.

Что касается высшего образования, то и во времена СССР, и сейчас с формальной точки зрения никаких препятствий к его получению не было и нет. На деле это выглядит по-другому. Самостоятельно на бюджет в престижный вуз нынче поступают единицы. Да и в советское время многое решали деньги и связи.

Сама система получения высшего образования, правда, претерпела изменения. Как известно, сегодня после получения диплома бакалавра многие молодые люди стремятся продолжить обучение в магистратуре. И здесь все непросто. Для большинства постдипломное образование платное, а значит, надо либо брать кредит, либо иметь состоятельных родителей, которые помогут финансово… При этом ни во времена СССР, ни сейчас наличие высшего образования не гарантирует успешной карьеры.

– На мой взгляд, гнаться за получением вузовского диплома любой ценой неразумно, – считает директор департамента образования Ярославской области Ирина Лобода. – В нашем регионе сегодня больше востребованы выпускники начальных профессиональных и средних специальных учебных заведений.

Однако с Ириной Валентиновной согласны не все выпускники, получившие дипломы об окончании средних специальных учебных заведений. Процент тех, кто не нашел применения своим силам, среди них довольно высок.

Методом тыка

Сегодня профориентационной работой занимаются все ярославские школы, однако, несмотря на это, число подростков, не сумевших к 16 годам найти себе дело по душе, по-прежнему велико. Почему? Психологи утверждают, что в этом возрасте большинство ребят не имеют представления даже о собственных возможностях, не говоря уже об овладении какими-то профессиональными навыками. Именно поэтому сделать осознанный выбор и ответить на вопрос, кем ты хочешь быть, многим не под силу.
 
К тому же в отличие от европейских стран у нас не развито волонтерство. Молодой человек не имеет возможности попробовать себя в роли социального работника, строителя, продавца, механика… Речь идет именно о работе, а не о каких-то эпизодических посещениях того или иного предприятия или учреждения. Согласитесь, если человек знаком хотя бы  с азами профессиональной деятельности по ряду специальностей, ему проще определиться.

То, что российские школьники в отличие от своих зарубежных сверстников не имеют возможности поработать и на заводе, и в автомастерской, и на ферме, и на стройке, сужает круг их потенциальных возможностей. Наши работодатели не готовы к тому, чтобы приглашать на практику школяров. Нет у них ни желания, ни потребности. Зато они нередко упрекают начальные и средние профессиональные учебные заведения в том, что те готовят слабые кадры. Но чудес не бывает – если ты не показал 14 – 15-летнему подростку цех или фабрику, если не дал ему попробовать себя в деле, он не поймет, по душе ему или нет работать, к примеру, сборщиком деталей. Такой вот замкнутый круг…

Так как же быть? Сегодня родители зачастую прибегают к помощи психологов, желая понять, к чему склонен их ребенок. Дело хорошее, но стопроцентной гарантии тесты не дадут. Поэтому, если есть возможность, дайте своему чаду попробовать себя в разных профессиях. Это лучший способ ему помочь в поиске работы по душе.
Автор: Людмила Дискова
Фото с сайта netsmol.ru

Комментарии

Другие новости раздела «Образование»

Читать