06:51
суббота,
20 апреля 2024 г.
2.74
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
10 сентября 2013

Работа найдется для всех

Легко ли в Ярославле найти работу? Какие специалисты нужны городу? Что делать, если вам отказали при приеме на работу по причине «не той национальности», слишком зрелого возраста или «неправильной» внешности? На эти и другие вопросы журналистам «Городских новостей» ответила гость традиционной рубрики «За чашкой чая» Виктория ПАДЕРИНА, заместитель директора городского центра занятости населения.

Дешевая сила
  – Виктория Георгиевна, сегодня ходят разговоры о том, что появление в Ярославле трудовых мигрантов из стран ближнего зарубежья значительно снижает шансы многих горожан на поиск интересной и высокооплачиваемой работы. Это так?
   – В последние годы число трудовых мигрантов у нас действительно выросло, а то, что сегодня власти всех уровней пытаются этот процесс ввести в определенные рамки, безусловно, правильный и своевременный шаг. Почему? Да потому что все разговоры о том, что российский работодатель привлекает рабочую силу извне, поскольку внутри страны он не может найти нужных специалистов, от лукавого. Могу вас уверить, что у нас в Ярославле достаточно специалистов, которые вполне могли бы трудиться на тех участках, где сейчас используются мигранты. Другое дело, что им надо за это платить адекватную заработную плату, а мигранты, как известно, – дешевая рабочая сила.  
Удача на стороне активных
  – Летом сотни выпускников наших вузов и техникумов получили дипломы. Всем ли им удалось трудоустроиться?
   – У нас подавляющее большинство молодых специалистов, как правило, всегда находят применение собственным силам. Об этом свидетельствуют официальные данные. За восемь месяцев нынешнего года к нам в центр занятости с просьбой помочь трудоустроиться обратился 71 выпускник вузов и 94 – ссузов.
Это менее одного процента от общего числа всех выпускников.
   Активные, целеустремленные студенты, еще учась в вузе, начинают выстраивать свою карьеру, пробуют силы в самых различных направлениях, а получив диплом, уже четко представляют, чем будут заниматься. Поменялся и менталитет работодателя. Если раньше многим из них нужны были непременно специалисты с опытом работы, то сегодня они не спешат отказываться от услуг молодых и амбициозных ребят, желающих заявить о себе.
  – Кто же обращается к вам за помощью? Сколько горожан официально признаны безработными и что это за люди?
   – У нас на учете состоят 2276 человек, четверть из них – молодежь от 16 до 29 лет, еще 21 процент – представители старшего поколения, те, кому через год-два выходить на пенсию. При этом треть безработных имеют высшее образование, 20 процентов – среднее и начальное профессиональное образование, большинство остальных – основное общее образование.
   Уровень регистрируемой безработицы по городу Ярославлю почти достиг докризисного и на сегодняшний день составляет 0,6%, являясь самым низким среди муниципальных образований области.
   Раньше журналисты часто просили меня и моих коллег составить классический портрет безработного, и мы в конце 90-х – начале 2000-х им говорили, что «у безработицы женское лицо», а в 2008 – 2010 годах, когда случился экономический кризис, констатировали, что «у безработицы мужское лицо». Тогда не у дел в основном действительно оказались люди после сорока, имеющие рабочую специальность.
   Сейчас все не так. Существовавшие ранее границы, разделяющие современных безработных по полу, возрасту и образованию, оказались как бы размыты.
  – С чем связан зафиксированный вами уровень безработицы среди  молодых специалистов?
   – Думаю, с разрывом между желаниями и претензиями самих молодых соискателей, с одной стороны, и той реальной ситуацией, в которой они в настоящий момент находятся, – с другой. Понимаете, не надо считать, что, отучившись пять лет и получив диплом, ты можешь сразу претендовать на высокую должность. Почему-то для ряда выпускников это является неким откровением, отсюда и проблемы.
   С другой стороны, отсутствие необходимых практических знаний и навыков у молодых людей может затруднить их трудо-
устройство.
Найти друг друга
  – Сколько сегодня вы можете предложить вакансий соискателям?
   – Более шести тысяч. В их числе вакансии и экономистов, и менеджеров, и продавцов, и врачей… Но у нас существует некий дисбаланс спроса и предложения. Если раньше мы говорили, что в Ярославской области дефицит специалистов рабочих специальностей – токарей, слесарей, фрезеровщиков, то сегодня станочники в шорт-лист востребованных профессий вообще не входят, нет у нас таких вакансий. Видимо, что-то изменилось в самой структуре региональной экономики, особенно в производственной сфере. Возможно, это связано с тем, что многие промышленные предприятия не смогли в полной мере восстановиться после экономического кризиса.
  – Тогда подскажите, какие специалисты в Ярославле наиболее востребованы?
   – Востребованы строительные специальности – каменщики, газосварщики, электрики. По-прежнему в притоке рабочей силы нуждается сфера услуг – городу требуются специалисты по ремонту автомобилей, повара, пекари, продавцы…
   Но знаете, есть одна особенность, и я о ней скажу. Например, сегодня среди тех, кто ищет работу, очень много водителей автомобилей, но вот что интересно – и среди имеющихся у нас вакансий я тоже вижу эту же профессию. В чем же дело? Почему работник и работодатель не могут найти друг друга? Оказывается, все просто: о готовности предоставить свои услуги заявляют преимущественно водители легковых машин, в то время как требуются в основном шоферы на большегрузные автомобили.
  – Почему бы тогда самим работодателям не попытаться повлиять на процесс подготовки нужных им кадров, не договориться с теми же вузами или техникумами?
   – Они к этому не готовы: большинство из них с трудом планируют свое будущее на долгосрочную перспективу.
  – Есть ли у вас в базе какие-
то необычные вакансии?
   – Смотря что понимать под словом «необычный». Например, сегодня существует потребность в услугах водолазов спасательных станций. Мы одно время даже пытались осуществлять их профессиональную подготовку, но большого наплыва желающих овладеть этой специальностью не увидели. Во-первых, работа водолаза тяжелая, а заработок, мягко говоря, невелик, а во-вторых, в силу специфики профессии человек должен обладать такими психологическими качествами, которыми далеко не каждый похвастать может.
   А еще требуются геофизики, медники, дрожжеводы, скорняки, промышленные альпинисты и копровщики.
Собственное дело
  – Виктория Георгиевна, а желающих, получив деньги в рамках программы по самозанятости, открыть собственное дело много? Или в основном к вам приходят те, кто, «нарисовав» некие бизнес-планы, берет причитающиеся средства и тихо растворяется в воздухе?
   – Последнее точно из области фантастики! Ситуация, когда государство выдало вам некое пособие в размере почти 70 тысяч рублей для организации собственного бизнеса, а вы благополучно эти денежки спустили где-нибудь на отдыхе в Турции, абсолютно нереальна. Хотя не скрою, встречались нам такие «умельцы», которые, накачав из Интернета типовых бизнес-планов, пытались убедить нас, что «все у них получится».
   Понятно, что для развития собственного дела нужна сумма в несколько раз больше, так что выдаваемый нами грант скорее служит подспорьем. Но и за него надо уметь отчитаться. Человек, получив деньги, должен продемонстрировать главное – они работают, пусть сверхприбылей его предприятие не приносит, но оно действительно существует и либо производит какой-то продукт, либо оказывает конкретные услуги. Если этого не происходит, все полученные соискателем средства возвращаются в полном объеме.
  – А какой вид деятельности самый популярный у тех, кто берет эти деньги?
   – Самый распространенный – пчеловодство, разведение кроликов, пошив и ремонт одежды, полиграфические услуги, ремонт автомобилей.
На пособие
не проживешь
  – На какое максимальное пособие по безработице сегодня может претендовать гражданин?
   – Размер пособия не меняется уже в течение ряда лет и составляет 4900 рублей в месяц. Получать его можно только один год, но это при условии, что вам до увольнения удалось отработать не менее полугода.
  – А если у меня зарплата была сто тысяч в месяц?
   – Это не имеет никакого значения, больше обозначенной суммы вы не сможете получить. Для сравнения: во Франции и Швейцарии размер максимального пособия по безработице (его выплачивают не больше двух лет) превышает шесть тысяч евро, в Германии, Италии и Дании эта сумма почти в три раза меньше – немногим более двух тысяч евро, а в Испании недотягивает порой и до полутора тысяч. Меньше всего получают безработные Соединенного Королевства – 381 евро и только в течение полугода.
  – В какое время года на работу устроиться легче, а в какое сложнее?
   – Все зависит от того, насколько человек действительно настроен на поиск работы, от его собственной мотивации. Конечно, есть специальности, потребность в которых зависит от сезона, например, те, что связаны со строительным бизнесом, уборкой территорий, благоустройством… Но в подавляющем большинстве случаев работу можно найти в любое время года.

Автор: Ольга Скробина

Комментарии

Другие новости раздела «Экономика»

Читать