21 февраля 2018
«Шуры-муры» со Сталиным
«Драматург навсегда» – именно так говорят о Викторе Розове, авторе более 20 пьес и 6 киносценариев.
Одна из самых известных – «Вечно живые», на ее основе создан сценарий картины «Летят журавли», мирового киношедевра. Фестиваль имени Виктора Розова, собравший 15 театров из Москвы, СанктПетербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, а также Риги и Кишинева, впервые прошел поочередно в двух городах: с 5 по 11 февраля в Костроме и с 12 по 16 февраля в Ярославле, где все 5 постановок шли на сцене ТЮЗа, носящего имя Розова.
Любил Волгу
В программе фестиваля также были творческие встречи с режиссерами, биографом Розова Владимиром Поповым, который представил свою книгу «Свет Розова», и заседание дискуссионного клуба «Драматургия 60-х на сегодняшней
сцене».
– Имя отца до сих пор на слуху. Только в Москве сейчас в восьми театрах идут пьесы Розова. Такого не было даже при его жизни, – отметил сын драматурга Сергей Розов. Сергей Викторович в 1984 году поставил в ТЮЗе пьесу «Вечно живые», с которой началась история театра. - Больше всего отец любил Волгу, плавал на теплоходах. Воспоминания о Волге лирические, светлые, но не столько от Ярославля, потому что из города он уехал в пять лет, а от Костромы. Почему уехал? Мой дед был бухгалтером, но во время Первой мировой находился в австрийском плену. В 1918 году начался мятеж, и когда красные окружили зону, захваченную Савинковым, сказали, что начинают огонь на поражение, мол, покидайте свои дома. За 10 минут бабушка собрала что смогла, вывела детей, в том числе и моего отца, на улицу. Пришли уже к руинам. Поехали к родственникам в Ветлугу, а из Ветлуги, когда вернулся из плена дед, переселились в Кострому, – продолжает Сергей Викторович.
Жизнь переломали
Открыл фестиваль Московский новый драматический театр спектаклем «С вечера до полудня» в постановке художественного руководителя театра Вячеслава Долгачева. Сергей Розов считает «С вечера до полудня» самой сильной пьесой отца. Она шла во многих театрах, а роль Кима в разное время играли Кирилл Лавров, Игорь Кваша, а в телеверсии – Леонид Филатов.
Весьма необычный спектакль «Папа, мама, я и Сталин» привез московский драматический театр «У Никитских ворот». Спектакль в прошлом году поставил худрук театра народный артист России Марк Розовский по своей одноименной книге, написанной на основе документов из семейного архива – четырехтомного следственного дела отца Розовского Семена Шлиндмана и долгой переписки его родителей.
Письма, в том числе и свои, детские, отцу на фронт (Марку не говорили, что тот в лагере) он обнаружил в августе 1975 года после маминых похорон в шкатулке и плакал трое суток, перебирая их. Марику было 8 месяцев, когда его отца, инженера, сына харьковских евреев, идеалиста и романтика, приехавшего в Петропавловск-Камчатский строить судоремонтный завод, арестовали как врага народа и этапировали в Норильск. В следующий раз они встретились, когда юноше было 19.
«Мне переломали не год, не два, мне жизнь переломали. Переломали семью, переломали любовь», – произносит горький монолог папа (Валерий Шейман). На сцене почти нет декораций, и это лишь усиливает силу текста. Звучат стихи Блока, Ахматовой, Мандельштама. В том числе и знаменитое – про «кремлевского горца» и «век-волкодав». Розовский дает весьма нелестные характеристики вождю народов, называя того паханом, убийцей и дьяволом.
«Мы никогда не выйдем на чистую дорогу, пока будем топать вместе со Сталиным. Сталин это Чернобыль на 10 поколений вперед», – убежден Розовский. Самая сложная роль – рассказчика и альтер эго режиссера, который в программке обозначен как Я, досталась выпускнику Ярославского театрального института Валерию Толкову.
Васеньке бы понравилось
Реалии 70-х воссоздал на сцене Санкт-Петербургский театр эстрады имени Аркадия Райкина. Спектакль «Шуры-муры» – это серия миниатюр по рассказам Василия Шукшина, который в 2013 году поставил с выпускниками своей творческой мастерской Юрий Гальцев, худрук театра.
Гальцев, которого все знают как популярного юмориста, в свое время окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. Курс он набрал 8 лет назад, был огромный конкурс, 70 человек на место. И все 17 актеров – Юрий Николаевич называет их «галчатами» – остались работать в театре. На данный момент в репертуаре 12 спектаклей и на них, что называется, не попасть.
«Шуры-муры» высоко оценила Лидия Федосеева-Шукшина, отметив, что и «Васеньке они бы наверняка понравились». Спектакль сделан в эстрадном жанре. Ученики Гальцева поют, танцуют на пуантах, временно прячущихся в резиновых сапогах, доят надутые резиновые перчатки (коровье вымя), замирают манекенами в витрине магазина (рассказ «Сапожки»). Это те самые шукшинские «чудики», искренние, с обостренным чувством справедливости, наивные, любвеобильные и непутевые, громкие, шумные, которые если и выясняют отношения, то на полную катушку.
Вот скуповатый простак Веня Зяблицкий, лишенный супругой кровных денег, отложенных на кожаную куртку, истово забивает гвоздями дверь нужника, где в истерике бьется зловредная теща. Миниатюра по рассказу «Упорный» – это настоящий эстрадно-цирковой номер-баланс десятком посохов, на последнем из которых лежит перышко. Дмитрий Енин в роли изобретателя вечного двигателя Мони Квасова выполняет сложные манипуляции. Уважительно-бережные пародии на Клавдию Шульженко, Эдиту Пьеху, Валентину Толкунову – дань эстраде. Тут же оживает показательно-развеселый ВИА «Аккорд» с песенкой про пингвинов, которую приходится петь на бис по просьбе зала. Сводящая с ума женщин 70-х песня «Элизабет» в исполнении улыбчивого американца Дина Рида лишает покоя и современных дам. Актеру в обаянии не откажешь. Великолепен квартет, состоящий из трех разнохарактерных бабенок и утрированного типичного деда. Разбитная сельская красотка с розой в высокой прическе, мужиковато-приблатненная дылда в беретке и согбенная очкастая интеллигентка – типично шукшинские персонажи.
Особый восторг вызывает номер «Коток» под аккомпанемент граненых стаканов. Время не приходится угадывать. Люди постарше узнают и колхозный клуб с лавками, кумачовой растяжкой над сценой и красным плюшевым занавесом, и ведущую концерта, одетую по принципу «белый верх – черный низ», с прической «хала» из 60-х.
Восторг вызывает и обаятельно-страстный грузинский мужской ансамбль «Орэра», снабженный кепками-аэродромами и карикатурными усами. Никакого отношения к Шукшину он, конечно, не имеет, но это знак времени, к которому создатели спектакля отнеслись чрезвычайно бережно.
Завершили театральный марафон хозяева сцены. Театр юного зрителя представил драму «Обыкновенная история» по первому роману Ивана Гончарова в инсценировке Розова, созданной в 1966 году для театра «Современник». Как опять же вспоминал сын драматурга, эта инсценировка была засчитана как полноценная пьеса и именно за нее он вместе с авторами спектакля в «Современнике» получил Госпремию СССР. Получалось, что как бы не за свою пьесу. Поэтому Виктор Сергеевич шутил, что «прислонился к Гончарову».
Любил Волгу
В программе фестиваля также были творческие встречи с режиссерами, биографом Розова Владимиром Поповым, который представил свою книгу «Свет Розова», и заседание дискуссионного клуба «Драматургия 60-х на сегодняшней
сцене».
– Имя отца до сих пор на слуху. Только в Москве сейчас в восьми театрах идут пьесы Розова. Такого не было даже при его жизни, – отметил сын драматурга Сергей Розов. Сергей Викторович в 1984 году поставил в ТЮЗе пьесу «Вечно живые», с которой началась история театра. - Больше всего отец любил Волгу, плавал на теплоходах. Воспоминания о Волге лирические, светлые, но не столько от Ярославля, потому что из города он уехал в пять лет, а от Костромы. Почему уехал? Мой дед был бухгалтером, но во время Первой мировой находился в австрийском плену. В 1918 году начался мятеж, и когда красные окружили зону, захваченную Савинковым, сказали, что начинают огонь на поражение, мол, покидайте свои дома. За 10 минут бабушка собрала что смогла, вывела детей, в том числе и моего отца, на улицу. Пришли уже к руинам. Поехали к родственникам в Ветлугу, а из Ветлуги, когда вернулся из плена дед, переселились в Кострому, – продолжает Сергей Викторович.
Жизнь переломали
Открыл фестиваль Московский новый драматический театр спектаклем «С вечера до полудня» в постановке художественного руководителя театра Вячеслава Долгачева. Сергей Розов считает «С вечера до полудня» самой сильной пьесой отца. Она шла во многих театрах, а роль Кима в разное время играли Кирилл Лавров, Игорь Кваша, а в телеверсии – Леонид Филатов.
Весьма необычный спектакль «Папа, мама, я и Сталин» привез московский драматический театр «У Никитских ворот». Спектакль в прошлом году поставил худрук театра народный артист России Марк Розовский по своей одноименной книге, написанной на основе документов из семейного архива – четырехтомного следственного дела отца Розовского Семена Шлиндмана и долгой переписки его родителей.
Письма, в том числе и свои, детские, отцу на фронт (Марку не говорили, что тот в лагере) он обнаружил в августе 1975 года после маминых похорон в шкатулке и плакал трое суток, перебирая их. Марику было 8 месяцев, когда его отца, инженера, сына харьковских евреев, идеалиста и романтика, приехавшего в Петропавловск-Камчатский строить судоремонтный завод, арестовали как врага народа и этапировали в Норильск. В следующий раз они встретились, когда юноше было 19.
«Мне переломали не год, не два, мне жизнь переломали. Переломали семью, переломали любовь», – произносит горький монолог папа (Валерий Шейман). На сцене почти нет декораций, и это лишь усиливает силу текста. Звучат стихи Блока, Ахматовой, Мандельштама. В том числе и знаменитое – про «кремлевского горца» и «век-волкодав». Розовский дает весьма нелестные характеристики вождю народов, называя того паханом, убийцей и дьяволом.
«Мы никогда не выйдем на чистую дорогу, пока будем топать вместе со Сталиным. Сталин это Чернобыль на 10 поколений вперед», – убежден Розовский. Самая сложная роль – рассказчика и альтер эго режиссера, который в программке обозначен как Я, досталась выпускнику Ярославского театрального института Валерию Толкову.
Васеньке бы понравилось
Реалии 70-х воссоздал на сцене Санкт-Петербургский театр эстрады имени Аркадия Райкина. Спектакль «Шуры-муры» – это серия миниатюр по рассказам Василия Шукшина, который в 2013 году поставил с выпускниками своей творческой мастерской Юрий Гальцев, худрук театра.
Гальцев, которого все знают как популярного юмориста, в свое время окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. Курс он набрал 8 лет назад, был огромный конкурс, 70 человек на место. И все 17 актеров – Юрий Николаевич называет их «галчатами» – остались работать в театре. На данный момент в репертуаре 12 спектаклей и на них, что называется, не попасть.
«Шуры-муры» высоко оценила Лидия Федосеева-Шукшина, отметив, что и «Васеньке они бы наверняка понравились». Спектакль сделан в эстрадном жанре. Ученики Гальцева поют, танцуют на пуантах, временно прячущихся в резиновых сапогах, доят надутые резиновые перчатки (коровье вымя), замирают манекенами в витрине магазина (рассказ «Сапожки»). Это те самые шукшинские «чудики», искренние, с обостренным чувством справедливости, наивные, любвеобильные и непутевые, громкие, шумные, которые если и выясняют отношения, то на полную катушку.
Вот скуповатый простак Веня Зяблицкий, лишенный супругой кровных денег, отложенных на кожаную куртку, истово забивает гвоздями дверь нужника, где в истерике бьется зловредная теща. Миниатюра по рассказу «Упорный» – это настоящий эстрадно-цирковой номер-баланс десятком посохов, на последнем из которых лежит перышко. Дмитрий Енин в роли изобретателя вечного двигателя Мони Квасова выполняет сложные манипуляции. Уважительно-бережные пародии на Клавдию Шульженко, Эдиту Пьеху, Валентину Толкунову – дань эстраде. Тут же оживает показательно-развеселый ВИА «Аккорд» с песенкой про пингвинов, которую приходится петь на бис по просьбе зала. Сводящая с ума женщин 70-х песня «Элизабет» в исполнении улыбчивого американца Дина Рида лишает покоя и современных дам. Актеру в обаянии не откажешь. Великолепен квартет, состоящий из трех разнохарактерных бабенок и утрированного типичного деда. Разбитная сельская красотка с розой в высокой прическе, мужиковато-приблатненная дылда в беретке и согбенная очкастая интеллигентка – типично шукшинские персонажи.
Особый восторг вызывает номер «Коток» под аккомпанемент граненых стаканов. Время не приходится угадывать. Люди постарше узнают и колхозный клуб с лавками, кумачовой растяжкой над сценой и красным плюшевым занавесом, и ведущую концерта, одетую по принципу «белый верх – черный низ», с прической «хала» из 60-х.
Восторг вызывает и обаятельно-страстный грузинский мужской ансамбль «Орэра», снабженный кепками-аэродромами и карикатурными усами. Никакого отношения к Шукшину он, конечно, не имеет, но это знак времени, к которому создатели спектакля отнеслись чрезвычайно бережно.
Завершили театральный марафон хозяева сцены. Театр юного зрителя представил драму «Обыкновенная история» по первому роману Ивана Гончарова в инсценировке Розова, созданной в 1966 году для театра «Современник». Как опять же вспоминал сын драматурга, эта инсценировка была засчитана как полноценная пьеса и именно за нее он вместе с авторами спектакля в «Современнике» получил Госпремию СССР. Получалось, что как бы не за свою пьесу. Поэтому Виктор Сергеевич шутил, что «прислонился к Гончарову».
Автор: Анастасия Соловьева
Фото Ирины Штольба
Фото Ирины Штольба
Другие новости раздела «Культура»
Культура
03 октября 2014
Ярославль демонстрирует любовь к печатному слову
Культура
10 мая 2018
Ярославцев приглашают надеть маску
Культура
23 мая 2019
Владимир Путин поддержал предложение губернатора Ярославской области присвоить Волковскому театру новый статус
Культура
09 июня 2021
Ярославский художественный музей вновь открыл свой филиал в Тутаеве
Культура
05 февраля 2013
Большой звук над великой рекой…
Культура
10 ноября 2023
Молодые ярославские художники продемонстрировали дружбу
Комментарии