00:13
пятница,
29 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
5 октября 2016

Полвека у рояля

Полвека преподаватель Детской школы искусств им. Н.Н. Алмазова Галина Викторовна Крылова учит детей игре на фортепиано. Это большая редкость.
Цвейг в оригинале
Появилась Галина Викторовна в школе Алмазова в 1966 году. Ей было шестнадцать.

Так рано! Современные школьники в этом возрасте еще просят у родителей деньги на чипсы.
– Я пришла сюда на педагогическую практику студенткой третьего курса Собиновского училища. А перед училищем окончила эту же музыкальную школу. После окончания Собиновки Галина вместо консерватории поступила на иняз Ярославского пединститута.

– Я решила прочесть в подлиннике Цвейга и Манна, – объясняет свой выбор Галина Викторовна. – Даже в хорошем переводе на русский их романы теряют блеск. А уж о посредственном и говорить нечего... Вообще-то я в жизни многое хотела попробовать. В институте окончила курсы экскурсоводов, узнала много интересного по истории Ярославля. Но профессия экскурсовода меня не притягивала. Впрочем, профессия переводчика или учителя немецкого тоже.
Галина выбрала музыкальную школу. Да, учась в институте, она продолжала работать в школе искусств. Фортепиано – это же так интересно!

Семейный союз
Но было время, когда нужда заставила заниматься и сельским хозяйством. Сегодня полдома в деревне, огород и прекрасный сад – 14 яблонь и слив – стоят недолюбленные: некогда и незачем ездить. А когда-то с них кормились три семьи.
Работала Галина Викторовна вместе с мужем и в пионерских лагерях. Она – старшим воспитателем, он – баянистом. Супруг Галины Викторовны Вадим Сергеевич Алешин – директор школы Алмазова с 1970 по 2007 год. Благодаря его усилиям в 1990 году школа переехала в новое здание на ул. Свободы. Далось это директору титаническими усилиями: желающих на помещение в центре города было много. Но там оказались дети – 300 с лишним учеников.

Непростые мальчики
Это сегодня Галина Викторовна уверена в себе, вид у нее аристократический, волосы собраны в пышную классическую прическу – ракушку. Теперь уже ясно, что путь ее усыпан розами. Но в шестнадцать лет эти розы больно кололись.

– Первый мой урок в школе был ужасен, – вспоминает Галина Крылова. – Мне попалась уникально ленивая ученица. Дедушка у нее был Героем Советского Союза. Но сама девочка стала наказанием для всех педагогов: ничего не умела и абсолютно ничем не интересовалась. Мне ее отдали как самой молодой. Ничего из наших уроков не вышло, поскольку я тоже ничего не умела. Что я могла? Ноты показать да сама сыграть… Следующим трудным учеником стал 7-летний мальчик.

– Он был третьим сыном в семье врачей. Старшие мальчики уже окончили нашу музыкальную школу. А младший… Ох, что это было! У нас не получалось ничего! Наконец, умная мама перевела его к педагогу, который уже выучил ее старших сыновей. У нее этот мальчик учился хорошо. Для меня такой поворот стал настоящим ударом по самолюбию.После этого случая Галина стал избегать учеников мужского пола. С девочками все шло прекрасно. Но мальчики… Это же существа с другой планеты, считала Галя Крылова.

Секреты воспитания
Так продолжалось, пока не родился сын Ярослав.

– Мне сын был выдан свыше, чтобы я научилась работать со всеми, – считает Галина Викторовна.
Ярослав вырос в любви и заботе.
– Но воспитывала сына я вот так! – Галина Викторовна показывает сжатые кулаки, демонстрируя, что держала сына в ежовых рукавицах.
Ради Ярослава она научилась водить машину.
– Я сказала мужу: «У нас же сын, надо купить автомобиль». Он посмотрел удивленно: «А кто будет водить?». Я вздохнула и пошла учиться.
– Когда Ярослав вырос, начал на машине гонять. Я сидела с ним штурманом. Он сопротивлялся, конечно. Я настаивала: не хочу, чтобы ты меня убил, поэтому езжай медленно.
Сын стал не только родительским, но и педагогическим успехом мамы. Ярослав культуролог, директор Московского государственного музея современного искусства. А мальчиков Галина Викторовна учить научилась.

– Вы не представляете, на что приходилось идти! – вспоминает педагог. – В конце 60-х ко мне попросился ученик, которого никто не брал. Я тогда занималась с одной девочкой, и ее мама всем меня хвалила как хорошего педагога. От ее рекомендаций я начала расти в собственных глазах и согласилась мальчишку выручить. О-о, какой непростой был мальчик! Ради него мне пришлось выучить всю иерархию в войсках. Этим я его и взяла. Затем начала искать, чем его увлечь. Имеющаяся программа для него абсолютно не подходила. За живое его взял «Солдатский марш» Шумана. А потом учеба пошла…

Мои ученики
Сорок лет, с 1973 года, Галина Викторовна Крылова возглавляла отделение специального фортепиано в ДШИ им. Алмазова. За это время она выучила более 300 учеников. Среди них были лауреаты и областных, и российских, и даже международных конкурсов. Далеко не все воспитанники связали свою дальнейшую жизнь с музыкой. Но обо всех Галина Крылова вспоминает с теплом:

– Таня Гамарская работает учителем музыки в 42-й школе. Сережа Козловский – редактор газеты в Симферополе. Юра Янушкевич окончил Ярославскую медакадемию и ординатуру по психиатрии. Пишет музыку к фильмам и сейчас пытается лечить музыкой.

Три года назад Галина Викторовна «передала» отделение специального фортепиано своей ученице, выпускнице Нижегородской консерватории Светлане Евтиховой, а сама продолжает учить детей. Что ее заставляет это делать?

– Найти контакт с маленьким человеком, видеть его горящие глаза, передать свои знания – огромнейшая радость! – объясняет педагог.

Жизни нашей ноты
За полвека у Галины Викторовны накопилось множество педагогических секретов. Самый главный из них – индивидуальный подход. Вот на урок пришла Галя Кротова. Подготовишка из детсада, девочка способная, с трех лет поющая в хоре «Этеринка». К ней подход мягкий, но урок будет насыщенным.

– Я дома играла елку, – важно сообщает Галя.
– Сможешь сыграть здесь? Получится? – спрашивает Галина Викторовна
Галя играет «Маленькой елочке холодно зимой».
– Умница! Помедленнее. Знаешь главную поговорку музыкантов «Тише едешь – дальше будешь»? – поправляет педагог. – Не тыкай пальчиком, мягкой ручкой, чтобы инструмент тебе ласково отвечал. Ручки работают как качели.
После «Елочки» небольшой блок сольфеджио. Затем снова музицирование, и Галинка устает.

– Зайка, тебе трудно играть? – замечает Галина Викторовна. – Ну да Бог с ним, у нас другие дела есть.
Девочка начинает отбивать довольно сложный ритм руками и ногами: «Петушки распетушились/ Но подраться не решились/ Если сильно петушиться/ Можно перышек лишиться». Урок продолжается гимнастикой с приседаниями и наклонами вниз. Затем снова работа на координацию под скороговорку «Ехал грека через реку». Занятие заканчивается игрой в ладушки. Но Галя не хочет уходить.

– Мне понравилось, – мурлычет она и жмет клавиши пианино. Видимо, на следующее занятие она побежит вприпрыжку. И таких уроков, насыщенных и увлекательных, у Галины Викторовны очень много.

Автор: Елена СОЛОНДАЕВА
Фото Ирина Штольба

Комментарии

Другие новости раздела «Культура»

Читать