16:56
четверг,
28 марта 2024 г.
1.06
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
31 января 2018

Орган как голос вечности

С 25 по 28 января в Ярославле проходил XI международный фестиваль органной музыки имени Леонида Ройзмана
Памяти учителя

Первый фестиваль, посвященный выдающемуся исполнителю и талантливому педагогу, профессору Московской консерватории, главе столичной органной школы, прошел в 1997 году. Тогда его ученики решили собраться и поиграть вместе, чтобы почтить память учителя. О фестивале знают и иностранные органисты. По традиции в нем принимает участие уже полюбившийся ярославской публике главный интонировщик и директор фирмы органостроения «Зауэр» Петер Фрессдорф. Как с улыбкой заметила художественный руководитель фестиваля Любовь Шишханова, он приехал посмотреть, как чувствуют себя его «дочь и внучка»: в немецком языке слово «орган» женского рода. В концертном зале музея «Музыка и время» стоит маленький органчик, привезенный в 2006 году из Франкфурта-на-Майне. У крошки-органа 4 регистра и 252 трубы. Для сравнения: у филармонического органа 48 тембров и 2000 труб.

Уже в девятый раз посещает наш город и Мартин Штефан – органист из немецкого Вестерланда, между прочим, заслуженный артист Республики Башкортостан. Дело в том, что в 1989 году в Уфе поставили орган, и Мартин как эксперт-консультант фирмы «Зауэр» сыграл на нем много концертов. И так впечатлил первого секретаря райкома, что тот наградил его почетным званием. К слову, на днях заморскому гостю вновь пришло приглашение из Уфы.
На открытии в Ярославле всем пришлись по душе импровизации Мартина Штефана на тему русских народных песен.

Премьеры, премьеры…
Впервые прозвучала в нашем городе в исполнении хоровой капеллы «Ярославия» под управлением Владимира Контарева кантата московского композитора Андрея Микиты «А Иисуса, бив, предал на распятие».

– С Ярославлем я сердечно связан. Мое детство прошло в Костроме, и я часто ездил сюда с папой за игрушками, очень красивыми. Здесь же, на фестивале «Преображение», прозвучали такие значимые для меня произведения, как оратория «Семь песен о Боге» и мистерия «Князь Владимир». И я рад представить свое новое сочинение, написанное на латинском языке, премьера которого состоялась в Москве, в католическом соборе на Малой Грузинской. Оно трагическое, но со светлым концом. Работа над ним заняла целых 10 лет, – рассказал Андрей
Микита.

Второй раз в рамках фестиваля 26 января прошел благотворительный концерт в органном зале музея «Музыка и время» в память об основателе музея Джоне Мостославском. Все средства, вырученные от продажи билетов, пошли на развитие областной онкологической больницы.

Программа концерта 27 января в филармонии порадовала ярославцев необычной премьерой. Кроме сочинений Баха и Букстехуде в исполнении Софьи Иглицкой прозвучало сочинение «Фата-моргана», специально написанное для фестиваля Денисом Писаревским для терменвокса и органа.
Ученики Шишхановой

Софья Иглицкая и Денис Писаревский – ученики Любови Шишхановой. Лауреаты международных конкурсов, они в свое время окончили Московскую консерваторию и сейчас являются студентами Высшей школы музыки и изобразительных искусств в немецком Штутгарте. Денис обучается в магистратуре, а Софья в аспирантуре.

– В нашей школе 6 органных классов и 8 органов, один подлинный, итальянский, XVIII века, остальные – исторические копии. К примеру, орган Готфрида Зильбермана очень подходит для исполнения музыки Баха, «Арэнд» – немецкой барочной. Живу я в общежитии. А на жизнь зарабатываю тем, что играю на службах в церкви. Штутгарт – уютный город, там много музеев, есть оперный театр и бассейн с минеральной водой, в котором я очень люблю плавать, – рассказал Денис.

Что же касается «Фата-морганы», это второе его сочинение для терменвокса. Первое называлось «Дежа вю». По преданию, Фата-моргана, мифическое существо вроде сирены, живет на морском дне. Но это еще и хитрый оптический эффект, редкий вид миража, который можно наблюдать в пустыне или на море. Поэтому в своем сочинении композитор использовал различные полифонические приемы, способные это отразить: различные виды эха, зеркальные каноны.

В минуты нежности – балалаи
Исполнила «Фата-моргану», помимо самого автора, известный исполнитель на терменвоксе, колоколах, карильонах, а также композитор и органистка Олеся Ростовская. Терменвокс, изобретенный в 1919 году русским инженером-физиком Львом Терменом, нередко называют самым фантастическим музыкальным инструментом. Игра на нем как настоящая магия: дирижер подходит к небольшой конторке, делает пару загадочных пассов руками, и вдруг сам воздух отзывается протяжными инопланетными звуками. Впрочем, Олеся говорит, что никакой мистики в инструменте, на котором она научилась играть за четыре месяца, нет. Его физика довольна проста. Однажды ей посчастливилось играть на терменвоксе даже на льду Байкала. Было это на международном фестивале «Синий лед». Мама помогла сшить специально для гастролей пальто и украсить его шаманскими узорами. Мастеровой инструмент работы Георгия Павлова она тогда на лед выставлять не отважилась. Играла на фабричном, он более живучий. Всего у Олеси 4 терменвокса, в минуты нежности она называет их «балалаями». К слову, на терменвоксе можно играть и русские песни, и романсы. У Олеси большой репертуар, и в будущем она хочет устроить совместный концерт с Любовью Шишхановой, поиграть тональную музыку. В прошлом году в Минске у нее состоялась премьера концерта для терменвокса с камерным оркестром «Спелеон».
Король инструментов

Закрытие фестиваля 28 января по традиции прошло с участием Ярославского академического губернаторского симфонического оркестра под управлением заслуженного артиста России Мурада Аннамамедова. Оно ознаменовалось сразу тремя премьерами. Это впервые исполненные в России концерт для органа и камерного оркестра Генделя «Соловей и кукушка», симфония для органа и симфонического оркестра Дубковой и симфония для органа и симфонического оркестра Дюпре. После концертов, как обычно, прошли встречи с исполнителями. В Ярославле за эти годы сформировался клуб любителей «короля инструментов». И – что особенно отрадно – среди его участников много молодежи.
Автор: Анастасия Соловьева
Фото Сергея Шубкина

Комментарии

Другие новости раздела «Культура»

Читать