15:35
пятница,
29 марта 2024 г.
10.9
°С
Ярославль,
Ярославская обл., Россия
5 сентября 2018

Художественная Мекка Ярославля

Ярославское отделение Союза художников России, датой основания которого считается 7 сентября 1933 года, по­прежнему играет значительную роль в творчестве большинства участников выставочного процесса Ярославля.

Прекрасен наш союз!

Ежегодно только на своей площадке союз организует свыше сорока выставок, а также более десяти – в городах области, что помимо творческого потенциала требует немалых организационных усилий и материальных ресурсов. При всем многообразии проектов «групповым портретом» союза являются областные выставки, на которых совместно экспонируются работы живописцев, графиков, скульпторов и мастеров декоративно-прикладного искусства. Эти масштабные культурные акции адресованы самой широкой аудитории и направлены на продвижение положительного имиджа творческой организации в целом. При их формировании особый груз ответственности – как профессиональной, так и эмоциональной – ложится на выставочный комитет, состоящий из художников с большим опытом участия в выставках в России и за рубежом. Именно выставком среди огромного количества работ должен отобрать те, которые войдут в экспозицию. Затем эстетически грамотно разместить каждое произведение не только согласно его собственной художественно-образной программе, но и в соответствии с гармоничным «хоровым» звучанием в общем контексте.

К сожалению, подготовка областных выставок редко обходится без эксцессов: для любого художника его произведение своего рода детище, и порой даже намек на критику может быть воспринят как личная обида. Что уж говорить, если работу отклонили от участия или отвели неакцентное, по мнению автора, место в экспозиции. Как тут не поддаться искушению и не обвинить коллег в пристрастности и «зависти к чужому таланту»?

И многое зависит от лидера, который, подобно опытному шкиперу, должен вести свой корабль среди бушующих волн. Устав Союза художников предоставляет право любому из его членов ощутить себя в этой роли. Выбранный общим собранием председатель вместе с властными полномочиями взваливает на свои плечи бремя ответственности за судьбу организации и должен соответствовать идеологическим и культурным стандартам времени.

Каждой эпохе – свой председатель

В 1964 году, когда вместе с «хрущевской оттепелью» в стране произошло оживление художественной жизни, Ярославское отделение СХ возглавил 36-летний Амир Нуриахметович Мазитов. Признанный художник, участник международных художественных проектов, в том числе выставки, посвященной VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве, Амир Мазитов был зримым воплощением интернациональности искусства советского государства, его жизнеутверждающей силы.

В 1978 году его сменил Юрий Иванович Семенюк, творческий дебют которого состоялся в освобожденной советскими войсками Румынии. Статный красавец, фронтовик, он стал ярким символом патриотизма, коллективной целеустремленности и деятельной энергии творца эпохи развитого социализма. Он первый в Ярославле удостоился звания народного художника РСФСР. С его именем связано открытие своеобразного «ярославского Монмартра» – Дома художника на улице Лисицына, способствовавшего созданию атмосферы особой «цеховой» общности и творческой активности наших художников и скульпторов.

В советское время Союз художников был официальной формой управления художественным процессом и выставочной деятельностью. Выставки, играя важную образовательную и воспитательную роль, служили и проводником официальной идеологии. Это была своего рода плата за востребованность художников на государственном уровне. В 80-е годы XX века устойчивость и преемственность в существовании этой системы отношений творца и власти успешно обеспечивали стоявшие во главе организации Владимир Александрович Ульянов и Адольф Федорович Булдыгин.

Серьезные изменения Союз художников претерпел в последнее десятилетие XX века. Перестройка, сделав творцов свободными от идеологического нажима, поставила их в зависимость от диктата рынка. Предоставленные собственной стихии художники оказались в состоянии выживания. А уж когда в 90-е рухнул «Союз нерушимый» и страшная тень смуты и гражданской войны повисла над Россией, то, казалось, стало совсем не до искусства.

От «Аллеи» до выставки-продажи

Фантасмагория российской действительности периода политических и социальных потрясений выдвинула в Ярославле нового лидера – неукротимо-
одержимого Юрия Дмитриевича Жаркова. Его особый творческий кураж позволил союзу выстоять, несмотря на серьезные внутренние проблемы. В стране тогда была разрушена экономическая база организации – Художественный фонд, который прежде поддерживал все важные программы. Компенсируя дефицит внимания со стороны государства, Жарков инициировал создание неформальных объединений – таких как «10-й этаж», «Аллея», призванных совместно решать творческие и финансовые задачи. Появляется такое понятие, как выставка-продажа. Тогда же были предприняты первые попытки организации поездок ярославских художников за рубеж.

В 1994 году Союз художников возглавил харизматичный Валерий Васильевич Теплов. Это было время декларируемых демократических реформ, изменений в административной системе управления регионами, а для Ярославля – время формирования особых партнерских отношений между властью и местной творческой элитой, надежд на то, что именно культура, освобожденная от опеки, способна объединить общество. Адаптируясь к новой реальности, союз актуализировал традиционные формы выставочной деятельности. В те годы помимо персональных и областных выставок большую популярность стали приобретать тематические арт-проекты, которые были сродни мини-спектаклю, срежиссированному куратором-экспозиционером.

Краски третьего тысячелетия

Время рокировки в высших эшелонах власти совпало и со сменой председателя в ярославской организации. Новое тысячелетие союз встретил с Александром Андреевичем Карихом, успешным художником и арт-менеджером, создавшим в Ярославле Российский международный творческий центр «Эмалис», под крышей которого объединились художники разных стран для возрождения и развития уникального искусства горячих эмалей. Наряду с активной интеграцией в международное выставочное пространство в это время возобновляются и традиции проведения всероссийских и региональных выставок. Ярославские художники вновь получили возможность регулярно представлять свое творчество в Москве и других российских городах.

С 2011 года союзом руководит Александр Сергеевич Александров – лирик и в творчестве, и в жизни. Именно ему удалось разрешить многолетний болезненный конфликт с Москвой относительно судьбы ярославского Дома художника, а затем отстоять право членов СХ на творческие мастерские. В условиях практического самоустранения и невмешательства государства в развитие художественной культуры Александров видит свою основную миссию в поддержании материально-технической базы союза для обеспечения успешного творческого процесса его членов.
 
Сегодня Ярославское отделение СХ – одно из самых крупных в России, объединяет свыше 200 художников, работающих в совершенно различных стилях и направлениях. Почти половина из них стали членами организации уже в постсоветское время, что является убедительным свидетельством ее жизнеспособности и востребованности. Противостояние приверженцев русской классической традиции в искусстве и сторонников европейской эстетики осталось в прошлом.

Пройдя вместе со всей страной испытание на прочность, Союзу художников удалось сохранить свою объединяющую роль, преемственность, творческую активность и, что очень важно, зрителя. Ведь именно нам, зрителям, а не только коллегам-профессионалам в конечном счете адресованы эстетические послания, и потому мы наравне с авторами тоже являемся участниками художественного процесса.
Автор: Ирина Серова

Комментарии

Другие новости раздела «Культура»

Читать